Ровно два года назад, в конце мая 2023 года, завершились бои за Артемовск (Бахмут). Сражение стало одним из самых кровопролитных и самым продолжительным за весь период специальной военной операции (СВО) на Украине. Официально о взятии города было объявлено 20 мая, а к 27 мая боевые действия в окрестностях завершились окончательно. Вооруженные силы Украины (ВСУ) прекратили попытки контрнаступления на флангах и начали перегруппировку. Основная тяжесть боев легла на плечи бойцов частной военной компании (ЧВК) «Вагнер», которым противостояли элитные подразделения ВСУ, включая армейские бригады и специальные соединения. Воспоминания участников штурма города — в материале «Ленты.ру».
Ока (позывной), во время боев за Бахмут — штурмовик-разведчик и старший группы эвакуации. Получил два ранения, награжден «Черным крестом», медалями «Бахмутская мясорубка», «За взятие Бахмута», «За освобождение Артемовска»:
Бахмутская операция стала моим первым боевым опытом. После подготовки на базе в Молькино в Краснодарском крае наш отряд был направлен на бахмутское направление, где я вошел в состав группы эвакуации. Это происходило еще на подступах к городу.
В первый же день, во время эвакуации «трехсотых» (раненых), по нам ударил ПТУР (противотанковая управляемая ракета). Я получил ранение и был отправлен на лечение. Через два месяца вернулся в отряд и был распределен в разведвзвод. К тому времени наши силы освободили Опытное.
Противник стремился нанести максимальный урон, не считаясь с оставшимися в городе мирными жителями.
Калуга (позывной), во время боев за Бахмут — штурмовик. Награжден «Черным крестом», медалями «За взятие Бахмута», «За освобождение Артемовска»:
Нас перебросили в Бахмут из лесополос. До этого мы воевали в основном в деревнях.
Пикачу (позывной), во время боев за Бахмут — наводчик-оператор танка Т-80. Награжден медалями «За отвагу», «За заслуги перед Отечеством» II степени, «За освобождение Артемовска», «За взятие Соледара», «Бахмутская мясорубка», «За взятие Бахмута» и другими:
Всегда шучу, что выиграл билет в «горящий тур».
Ока:
Главная проблема в городских боях — избежать жертв среди мирного населения. Действовать приходилось максимально точно, чтобы не пострадали гражданские. Бойцы часто жертвовали собой ради их безопасности.
Каждый дом мог скрывать засаду.
До сих пор не могу подобрать слова, чтобы описать все, что там происходило...
Индус (позывной), во время боев за Бахмут — санитар взвода эвакуации. Награжден «Черным крестом», медалями «Бахмутская мясорубка», «За взятие Бахмута», «За боевые отличия», «За освобождение Артемовска»:
Штурм городов — это особая сложность. Каждый дом, подъезд, этаж и квартира представляли собой укрепленные боевые позиции.
Калуга:
В городских боях важна каждая мелочь. Здесь нужно действовать и мыслить иначе, чем в полях или лесах. Рельеф определяет тактику.
Пикачу:
Противник занимал каждое здание.
Ока:
Когда мы освобождали дома и улицы, часто встречались мирные жители. По подвалам сидели грязные и измученные люди. Мы аккуратно их выводили, опрашивали о самочувствии, оказывали первую помощь при необходимости. Снимали с себя бронежилеты и каски, одевали на гражданских и выводили их в тыл.
Все это происходило, как правило, под огнем противника.
Гражданские всегда тепло благодарили нас, старушки часто называли сынками...
Калуга:
Далеко не всегда мирных удавалось эвакуировать сразу. Пока ждали этой возможности, делились с ними всем, чем могли. Детям даже конфеты находили.
Бывали и обратные ситуации, когда мирные жители приютили нас.
Но противники, не знаю по какой причине, как только видели, что мирных эвакуируют, сразу начинали обстрел. Может, потому что думали, что это предатели, может, просто поехавшие... Не знаю.
Ока:
Во время боев за Бахмут мы столкнулись с элитными подразделениями противника: отрядами сил специальных операций (ССО), бойцами «Айдара» (организация признана террористической и запрещена в России). Узнавали мы их по характерной черной форме.
Воевали они действительно лучше, чем обычные подразделения Вооруженных сил Украины. Хотя тут еще надо понимать — раньше ведь мы были одним народом, жили в одной стране, получали одно воспитание. Они тоже старались бороться и бились до последнего, но перед нашим напором устоять не смогли.
Помню, был случай, когда наши бойцы освободили дом, но почему-то не закрепились и не выставили дозорных. Тогда подъехала группа украинских сэсэошников и быстро положила всю нашу группу.
Калуга:
Когда вступаешь в огневой контакт с противником, сразу ясно, подготовлен он или нет. С обычными мобилизованными ребятами особенно напрягаться не приходилось, главное — действовать по плану.
Индус:
По экипировке и действиям противника было ясно видно, что мы столкнулись с элитой украинской армии. Украинские солдаты перед отправкой в Бахмут проходили серьезную подготовку, но даже это не смогло остановить наших бойцов.
Пикачу:
Главное — это результат. А результат показал, что наши ребята покруче любой элиты.
Ока:
Главная причина наших успехов — высокий уровень подготовки и мотивация бойцов.
Благодаря такому подходу мы наладили хорошее взаимодействие между штурмовыми подразделениями, огневой поддержкой, артиллерией и танками. Если штурмовики «упирались» в дом или сталкивались с сильно укрепленной позицией, то сразу вызывали тяжелую артиллерию. После отработки крупными калибрами малыми группами уже заходили и зачищали. Эта система работала как часы. Даже в аду мы будем лучшими, сами знаете.
Калуга:
Большую часть успеха обеспечил проект «К» (отряды из бывших заключенных — прим. «Ленты.ру»), здравомыслящие командиры и боевой дух ребят, которые добровольно шли в эту мясорубку.
Индус:
Слаженность, солидарность и братство — вот что привело к успеху. И все это появилось благодаря тому, что компания очень щепетильно подходила к подготовке своих бойцов.
Пикачу:
Победу в Бахмуте принесло то, что мы работали не по уставу.
Ока:
Я бы не сказал, что бои за Бахмут прямо чему-то новому научили ЧВК «Вагнер». Мы изначально штурмовое подразделение и готовились именно к таким условиям — городским или любым другим.
Мы русские, с нами Бог. Нужно просто быть дисциплинированными, выполнять приказы и не сдавать назад. Тогда все получится.
Пикачу:
Главный итог боев за Бахмут — они напомнили всем, как закалялась сталь русского оружия.
Калуга:
Самое важное, что все поняли: война теперь совсем не такая, какой описана в старых книжках.
Индус:
После операции «Бахмутская мясорубка» командование сделало соответствующие выводы. Многое изменилось во внутренних механизмах ЧВК «Вагнер», и это позволило нам стать еще сильнее.