Два миллиона жителей сектора Газа остаются отрезанными от внешнего мира из-за блокады, организованной Израилем. По данным ООН, как минимум четверть из них прямо сейчас находятся на грани смерти от болезней и голода. И хотя Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) частично смягчила ограничения на поставки гуманитарной помощи, ее объемов недостаточно для удовлетворения потребностей миллионов. В регионе остро не хватает чистой воды и медикаментов, процветают мародерство и насилие, и даже простейшую еду можно приобрести лишь на черном рынке — по заоблачным ценам. Несмотря на то что президент США Дональд Трамп анонсировал прекращение огня в самое ближайшее время, израильские военные расширили военную операцию и сообщили о ликвидации десятков «террористов и сотен объектов террористической инфраструктуры». О том, что происходит в секторе Газа, — в галерее «Ленты.ру».
С начала марта Израиль блокирует ввоз в сектор Газа гуманитарной помощи, от которой зависят более двух миллионов мирных жителей. На протяжении 13 недель в регион не поступают продукты питания, медикаменты и чистая вода.
Из-за масштабного голода и эпидемий в городе действуют вооруженные банды, отбирающие у мирных жителей последнюю еду и лекарства. По оценке Детского фонда ООН (UNICEF), ежедневно от недоедания и бомбардировок в Газе погибают не менее 100 детей и подростков.
И хотя начиная с 19 мая, после давления со стороны Европейского союза (ЕС) и США, израильские власти частично ослабили ограничения, в Газу удалось доставить лишь несколько десятков грузовиков с гуманитарной помощью. Однако и они были разграблены мародерами, не дойдя до получателей.
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 500 тысяч человек в Газе находятся на грани смерти от истощения или болезней. Среди них — не менее 70 тысяч детей младше пяти лет и 17 тысяч беременных женщин.
В Газе по-прежнему работают сотни международных волонтеров, включая врачей, прибывших в анклав до начала блокады. Однако их запасы топлива, продовольствия и лекарств за три месяца практически исчерпаны. Из-за нехватки бензина врачи не могут запустить генераторы, а значит — проводить хирургические операции. То же самое касается и средств первой помощи: они закончились почти полностью.
Как сообщает ООН, с начала войны в Газе погибли 408 гуманитарных работников, включая 280 сотрудников БАПОР (Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ — прим. «Ленты.ру»).
Большинство грузов с гуманитарной помощью перехватываются мародерами. Захваченные грузы идут либо на личные нужды, либо перепродаются на черных рынках — фактически, единственных местах, где можно купить еду и воду. Перекупщики устанавливают за краденые продукты огромные цены — они в десятки раз превышают довоенные.
Как пишет The Wall Street Journal, в отчаянии палестинцы покупают макароны, смешивают их с суррогатами и пекут подобие хлеба.
Очереди за продуктами часто перерастают в драки. А из-за нехватки топлива водители, доставляющие воду, в последние недели практически прекратили поездки.
Израиль объявил о блокаде после того, как ХАМАС принял мирный план спецпредставителя США Стива Уиткоффа. Это совпало с окончанием двухмесячного перемирия.
16 мая ЦАХАЛ начал операцию «Колесница Гидеона». Ее цель — окончательное уничтожение боевиков и установление контроля над всей территорией сектора Газа.
26 мая под израильский авиаудар попало здание школы — погибли 25 человек, включая шестерых детей.
29 мая телеканал Al Arabia сообщал, что Израиль и ХАМАС предварительно договорились о 60-дневном перемирии. Однако спустя две недели соглашение не было подписано.
3 июня, по данным Reuters, как минимум 27 человек погибли в результате израильского обстрела возле пункта раздачи продовольствия. По данным израильских военных, огонь был открыт по группе людей, нарушивших маршруты по пути к распределительному центру в Рафахе. Сообщается, что этому предшествовала гибель трех солдат в ходе боевых действий на севере анклава.
17 июня стало известно, что число жертв превысило 55 тысяч человек, по данным Министерства здравоохранения Газы.
1 июля Армия обороны Израиля атаковала более 140 объектов в секторе Газа.
ХАМАС утверждает, что вся ответственность за жертвы блокады лежит на Израиле. Однако группировка ранее была уличена в хищении гуманитарных грузов. Кроме того, боевики шантажируют Израиль угрозами казни двух десятков еврейских заложников, если блокада не прекратится.
Насколько близко стороны к миру — неясно.
По данным газеты Israel Hayom, условия, выдвинутые Израилем для окончания войны, включают в себя:
При этом, как сообщается, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент США Дональд Трамп уже согласовали план прекращения войны.
Великобритания, Франция и Канада пригрозили санкциями, если Израиль не обеспечит гуманитарный коридор.
США также оказывают давление, хотя официально не планируют прекращать помощь ЦАХАЛ. Белый дом продолжает пытаться урегулировать ситуацию дипломатическим путем.
Уже в понедельник, 7 июля, Биньямин Нетаньяху планирует прибыть в США, чтобы провести личную встречу с Дональдом Трампом. Во время встречи будет обсуждаться прекращение боевых действий в секторе Газа.
По мнению Григория Лукьянова, научного сотрудника Института востоковедения РАН, закрытые границы усиливают гуманитарную катастрофу: ни одна страна региона, включая арабские, не согласилась принять беженцев. «Они осуждают Израиль, но не готовы участвовать в спасении гражданских лиц. Лишь Иордания в рамках договоренностей с президентом США Дональдом Трампом приняла на лечение две тысячи детей — и тех вернут сразу после выздоровления», — отметил он.
Сейчас население Газы фактически заперто в зоне боев. Эвакуации нет. Ни палестинская администрация, ни ЦАХАЛ этим не занимаются.
Григорий Лукьянов считает, что решить кризис можно только через формирование нового палестинского правительства без ХАМАС. Но Израиль отвергает такую перспективу, в связи с чем гуманитарный кризис может продолжаться еще многие годы.
«Израиль хочет техническое правительство, без представителей каких-либо существующих палестинских политических сил. Но такая власть не будет легитимна — ее не примет народ. Без легитимности она ничего не изменит», — говорит эксперт.