Даже очень далекие от футбола люди хоть что-то да слышали о великом советском вратаре Льве Яшине. Его имя стало нарицательным, а почти все иностранные спортивные организации и СМИ регулярно признают голкипера лучшим игроком на своей позиции в истории футбола. Однако мало кто знает, каким непростым был для Яшина старт его карьеры. Ровно 75 лет назад вратарь провел первый официальный матч в составе московского «Динамо», и дебют получился кошмарным. «Лента.ру» — подробнее о той игре, а также о том, как она повлияла на становление легендарного голкипера.
«Мне казалось, что весь стадион видит, как у меня частой и крупной дрожью дрожат и подкашиваются колени. Чувствовал: сейчас упаду или просто сяду на траву. Чтобы этого не случилось, я стал быстро расхаживать на негнущихся ногах от штанги к штанге», — так Яшин описывал свое состояние в дебютном матче за «Динамо». Нервы подвели молодого голкипера и уже через пару минут после выхода на поле он допустил роковую ошибку.
В «Динамо» Яшин оказался по счастливому стечению обстоятельств. В футбол он пришел очень поздно, в возрасте 15 лет, и поначалу играл за любительские и заводские команды. Главный тренер бело-голубых Аркадий Чернышев обратил внимание на молодого вратаря в конце 1940-х, когда тот играл в футбол во время прохождения службы в армии, а именно — в войсках МВД, курировавших «Динамо». Специалист разглядел в 20-летнем вратаре усиление для динамовцев и договорился с командирами, чтобы те отпускали Яшина на тренировки и матчи.
Почти сразу Яшин стал играть за дубль бело-голубых, а в 1950-м его взяли на сборы вместе с основным составом. Лев Иванович, который тогда был скорее молодым Левой, стал третьим голкипером динамовцев. Безоговорочным первым номером был легендарный Алексей Хомич, а роль его дублера исполнял Вальтер Саная.
Первый серьезный шанс проявить себя у Яшина появился в марте 1950-го, когда голкиперу доверили место в воротах на контрольный матч против сталинградского «Торпедо». И уже в первом тайме дебютант совершил грандиозный привоз. Голкипер команды-соперника вынес мяч от ворот и тот долетел до штрафной динамовцев. Яшин собирался спокойно забрать мяч в руки, но по пути к нему столкнулся с защитником собственной команды Евгением Аверьяновым. Оба упали на газон, а мяч, подгоняемый порывом ветра, влетел в сетку.
Многие свидетели той ситуации вспоминали, что не видели более курьезного гола. Яшин очень расстроился, но в перерыве получил поддержку от партнеров по команде. Второй тайм вратарь провел на ноль, «Динамо» одержало убедительную победу со счетом 5:1, а ошибке Яшина не придали особого значения. Молодой голкипер был включен в заявку на сезон в качестве третьего вратаря.
А между тем третьи вратари могут годами ждать шанса. Ситуации, при которых сразу два голкипера одной команды оказываются вне игры, случаются крайне редко. Однако именно так произошло в начале июля 1950-го у «Динамо». На принципиальное дерби со «Спартаком» в основе у бело-голубых вышел Хомич, а Саная не попал в заявку из-за болезни. Дублером первого номера стал Яшин.
Хомич проводил матч на привычном для себя высоком уровне, оставляя ворота сухими. При этом на 64-й минуте Владимир Савдунин вывел динамовцев вперед. Но на 72-й минуте Хомич после очередного сейва получил повреждение и был вынужден попросить замену. Так переполненные трибуны стадиона «Динамо» стали свидетелями исторического события. Но, конечно, тогда никто из присутствующих не мог представить уровень его важности.
Яшин подробно описал случившееся в том матче в автобиографии. Он признавался, что начал переживать задолго до выхода на поле. Мандраж завладел молодым голкипером еще в момент предматчевой установки, когда он узнал о болезни Саная и понял, что его выход на поле стал гораздо более вероятным. В момент оказания помощи Хомичу Яшин завис и не собирался идти разминаться. Из ступора его вывел крик партнера по команде, Леонида Соловьева: «Ты что сидишь? Иди в ворота!»
Ноги идти отказывались, голкипер едва добрался до ворот и молился лишь о том, чтобы ему не пришлось вступать в игру. Но «Спартаку» нужно было отыгрываться, состав у красно-белых был весьма боеспособным, поэтому представить себе, что на последних минутах они оставят Яшина без работы, было невозможно. В итоге для забитого мяча красно-белым и не пришлось придумывать чего-то экстраординарного. Спустя две минуты после появления на поле Яшин превратил в гол ничем не примечательную подачу спартаковцев в штрафную.
Матч завершился со счетом 1:1, а «Динамо» упустило важнейшую победу не только над принципиальным соперником, но и над прямым конкурентом в борьбе за чемпионство. Встреча прошла в рамках 17-го тура, и действующие обладатели золотых медалей бело-голубые увязли на седьмой позиции. Спартаковцы же находились в топ-4.
Яшин вспоминал, что в раздевалке уткнулся головой в перчатки и еле сдерживал слезы. При этом партнеры по команде пытались его подбодрить, справедливо отмечая, что после эпизода с пропущенным голом он пару раз выручил команду. Но их перебил начальственный голос одного ответственного динамовского работника, пришедшего в раздевалку: «Кого вы выпустили? Сосунка, размазню. Тоже мне вратаря нашли. Чтоб я его на поле больше не видел!»
Несмотря на эмоциональное выступление динамовского функционера, тренерский штаб не сразу исполнил указание и дал Яшину еще один шанс. В следующем матче, который прошел уже 6 июля, москвичи встречались с шедшими на тот момент на первом месте одноклубниками из Тбилиси, и молодой голкипер вышел на поле с первых минут. Травмированный Хомич в заявку не попал, а еще не до конца здорового Саная решили оставить в запасе.
К 65-й минуте москвичи уничтожали соперника со счетом 4:1, а Яшин пропустил лишь один гол с весьма спорного пенальти. На этом бы и закончить матч, но молодого голкипера ожидало новое потрясение. В течение двух минут он пропустил три мяча, один из которых — после становившейся для раннего Яшина фирменной ошибки на выходе. На этом терпение динамовских тренеров лопнуло: Льва Ивановича поменяли на полуживого Саная, а динамовцы в оставшееся время благодаря голу Константина Бескова все же вырвали победу — 5:4.
Больше в том сезоне Яшин на поле не появлялся. Более того, молодого голкипера перевели обратно в дубль. Динамовцы же исправили турнирное положение и добрались до серебряных медалей. На следующий сезон Льва Ивановича не включили в заявку основной команды, но он не опустил рук и продолжал играть в дубле. Параллельно Яшин открыл для себя хоккей с шайбой и стал выступать за «Динамо» и в этом виде спорта, причем не за дубль, а за основной состав. В сезоне-1952/1953 при непосредственном участии вратаря хоккеисты бело-голубых взяли бронзу чемпионата СССР, а также завоевали Кубок страны.
В тот момент многие хоккейные тренеры рекомендовали Яшину окончательно сменить вид спорта, но весной 1953-го главный тренер футбольного «Динамо» Михаил Семичастный решил дать молодому вратарю еще один шанс. Конечно, его впечатлили не хоккейные подвиги Яшина, а отношение к тренировочному процессу и уверенная игра за дубль.
2 мая 1953 года Яшин после почти трехлетнего перерыва вновь играл за основной состав футбольного «Динамо», но сказать, что у него сразу все пошло как по маслу, будет неправдой. Голкипер, пусть и не в таких количествах, продолжал совершать результативные ошибки, но, что самое важное, прогрессировал. Со временем привозов становилось все меньше, а гениальных спасений — все больше. Яшин не отказался от манеры агрессивно играть на выходах, но начал делать это гораздо четче. Позже этот стиль переняли и многие другие вратари по всему миру.
Яшин стал легендой «Динамо», завоевав с клубом пять чемпионских титулов в первенстве страны и три Кубка СССР. Родной клуб очень помог ему и в начале 1960-х, когда вратаря несправедливо травили за вылет сборной СССР с чемпионата мира в Чили. Уровень хейта был настолько велик, что 33-летний голкипер на эмоциях принял решение закончить карьеру и уехал в глухую деревню. Поддержка тренеров и партнеров по «Динамо» вернули Льва Ивановича и к жизни, и к футболу.
Уже в 1963-м Яшин первым из советских футболистов был удостоен главной личной награды в мировом футболе — «Золотого мяча». Кстати, никто из вратарей это достижение не повторил до сих пор. О славной карьере советского голкипера написано бесчисленное количество статей и книг, сняты художественные и документальные фильмы, а тот дебютный матч в июле 1950-го со «Спартаком» лишь добавляет красок его уникальной биографии.