Силовые структуры
00:01, 25 июля 2025

«Мы привыкли рассчитывать только на себя» Братья-спецназовцы, прошедшие Чечню и операцию в Сирии, о боевой работе и трудностях СВО

Бойцы Салют и Джокер из спецназа «Жнец»: СВО стала самым сложным испытанием
Владимир Шарапов (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Виктор Антонюк / РИА Новости

Два брата, родившиеся в один день и разделившие одну судьбу на двоих, служат в батальоне спецназа Северной Осетии «Жнец» в составе 58-й армии. Под позывными Салют и Джокер они с первых дней отправились на специальную военную операции (СВО) и сейчас выполняют боевые задачи разведки на запорожском направлении. До этого конфликта братья участвовали в контртеррористических операциях (КТО) на Северном Кавказе и боролись с исламистами в Сирии. В интервью «Ленте.ру» бойцы рассказали о том, как им служится вместе, почему СВО стала для них самым тяжелым испытанием за все годы службы и какие планы строят на будущее.

«Лента.ру»: Как вы решили связать свою жизнь с военным делом? Почему выбрали спецназ?

Джокер: Мы рано потеряли родителей, поэтому с детства привыкли рассчитывать только на себя и принимать все серьезные решения вдвоем. Сейчас я командир группы, в которой служит мой брат. Теперь ответственность, которую я ощущал всю жизнь, возросла еще больше, так как от принятых мной решений зависит и его судьба.

Салют: Изначально уход в армию был способом упорядочить и стабилизировать свою жизнь. Дальше уже армия начала затягивать, появился интерес и желание быть профессионалом своего дела. У нас с братом схожи взгляды и многие интересы, поэтому выбрали спецназ по общему решению, — мы выросли на военных фильмах, в которых больше всего нравилась специфика именно этого подразделения.

Джокер добавил, что армия дала им стабильность и цель. Он отметил, что между ними есть договоренность — если что-то случится с одним, то второй станет опорой для его детей.

Как вы стали участниками КТО на Кавказе? Можете рассказать подробнее, как они проходят? Как меняется тактика боевиков с годами?

Джокер: На свою первую задачу я напросился сам, чтобы проверить себя и свои навыки. Это был Дагестан, в процессе службы добавились командировки в Чечню, а также Ингушетию.

Салют: Основная задача КТО — поиск и вскрытие схронов боевиков, задержание и ликвидация бандформирований. Так как сейчас все внимание устремлено на СВО, боевики заготавливают себе почву для будущих терактов, наполняя лес боеприпасами и спецсредствами.

Боец ожидает, что в будущем характер терактов будет изменен, но к этому нужно готовиться уже сейчас. По его мнению, квадрокоптеры и FPV-дроны станут основным оружием терактов. Боевики перестанут вступать в прямое столкновение, а будут совершать атаки с дальнего расстояния, где риск быть пойманным кратно снижается.

С братом согласен и Джокер. По его словам, главное сейчас — не дать боевикам подготовить новую волну террора, для чего они закапывают схроны с оружием и продовольствием, а в будущем перейдут на дроны, считает боец. Надо бить по их логистике, ужесточать контроль за техникой и ставить «купола» РЭБ на критически важные объекты, подтвердил мнение брата офицер.

Какие боевые задачи выполняли в Сирии?

Салют: В Сирии основной задачей было несение службы на постах наблюдения, часто выезжали на выдачу гуманитарной помощи местному населению, сопровождение колонн, зачистку освобожденных населенных пунктов.

Салют подчеркнул, что каждый конфликт индивидуален, однако спецоперация на Украине тоже кажется ему самым тяжелым испытанием. СВО полностью перечеркнула стандартное представление о боевых действиях. Из сирийского опыта пригодилось умение справляться с жаркой погодой и находить индивидуальный подход к местному населению.

Как поддерживаете боевой дух?

Салют: Музыкой. В основном военной, которую писали в советское время. Она заряжает на все 100 процентов. Умели раньше писать песни… Обсуждение задачи тоже дает уверенность, потому что, когда ты готов к разным возможным вариантам событий и знаешь свои действия, это придает уверенность в себе и товарищах.

Что самое сложное в командовании группой в нынешних условиях?

Джокер: В спецназе каждый должен быть на своем месте и уметь заменить другого. Моя задача — найти подход к каждому, чтобы не было «слабых звеньев». Необходимо сохранять мотивацию на высоком уровне и проходить постоянное обучение, без этого будет застой. Сложность одна — нехватка времени.

Братья также рассказали, что им предлагали перейти на более спокойное направление и в «тихие» части. Однако оба от этого отказались, потому что воспринимают смену места как личное предательство.

Планируете остаться в армии после СВО?

Салют: После окончания специальной военной операции планирую дослужить оставшийся срок контракта и уйти на пенсию, начать адаптироваться к гражданской и семейной жизни. Я очень хочу наверстать упущенное время с сыном. Говоря о карьерных ожиданиях, планирую заняться административной работой в своем регионе.

Джокер: Тоже хочу уйти на пенсию и наверстать упущенное с дочками, так как всю их жизнь я был не с ними. Потом планирую работать в сфере молодежной политики и реабилитации ветеранов, помогать родному региону. Армия научила главному — ответственности за людей.

Если бы вам дали один день вне конфликта — как бы вы его провели?

Салют: Я бы поехал на море.

Джокер: Отдыхал бы на природе с семьей без мыслей о войне.

< Назад в рубрику