В российский параллельный прокат вышел блокбастер «Фантастическая четверка: Первые шаги» — перезапуск одной из самых популярных супергеройских историй и уже 37-й фильм в киновселенной Marvel. От кинопродукции комиксного гиганта мир уже успел откровенно устать, но возвращение персонажей, которые Голливуду прежде толком не удавались, напротив, порадовало и зрителей, и критиков. Почему, рассказывает материал «Ленты.ру».
Четыре года назад группа американских астронавтов слетала в космос настолько удачно, что вернулась буквально другими людьми. Рид Ричардс (Педро Паскаль) обрел невероятную гибкость и тягучесть. Его жена Сью Шторм (Ванесса Кирби) научилась становиться невидимой и генерировать силовое поле с радужными разводами, как на мыльных пузырях. Ее брат Джонни Шторм (Джозеф Куинн) теперь умеет гореть как факел. Ну а суперпилот Бен Гримм (Эбон Мосс-Бакрак) утратил человеческий облик и выглядит как ожившая гора дробленой брусчатки. Освоившись с новыми возможностями, бывшие астронавты стали Фантастической четверкой — и легко превзошли бы по популярности четверку из Ливерпуля, если бы The Beatles существовали в этой версии реальности.
Однако действие разворачивается на планете под названием 3емля-828, и в здешнем 1964 году нет героев важнее Мистера Фантастика, Невидимой женщины, Человека-факела и Существа. В эфире по случаю четырехлетия легендарного полета, супруги Ричардс и Шторм объявляют, что ждут первенца, и удостаиваются новой волны народной любви. От пренатальных исследований Ричардса и его друзей отвлекает вторжение серебристой женщины на серферской доске (Джулия Гарнер). Снизошедшая с неба прямо в центр Нью-Йорка инопланетянка сообщает, что к Земле-828 приближается некий Галактус, который ест планеты, как шарики мороженого. Быстро выясняется, что спастись земляне смогут, лишь отдав Галактусу супермладенца Ричардсов, названного ими Франклином.
Цифра 4 встречается в разговоре об этом фильме с гипнотической частотой, однако придется указать еще на одну четверку. «Первые шаги» — четвертый фильм о «Фантастической четверке», вышедший в XXI веке. То есть четвертый вообще — если не считать малобюджетной немецкой картины, которую спродюсировал король трэша Роджер Корман. В свое время она даже не вышла в прокат, но в сети можно найти пиратские копии и ужаснуться. Три прошлых современных фильма тоже, прямо скажем, не стали современной классикой. Дилогия из нулевых примечательна тем, что Факела там сыграл Крис Эванс — это была его комикс-проба перед Капитаном Америкой. «Четверка» 2015-го — попытка привить лучезарному комиксу немного готической мрачности, увенчавшаяся самым сокрушительным в истории бренда провалом. Зато Факела сыграл Майкл Б. Джордан.
Впервые Мистер Фантастик и его команда появились на страницах Marvel в 1961-м, и это редкий случай, когда герои очень привязаны ко времени. «Фантастическая четверка» — это лучезарные шестидесятые, вера в будущее и предчувствие Лета любви. С учетом всего, что случилось в следующие полвека с лишним, такой заряд оптимизма сейчас выглядит несколько фальшиво и неуместно. Однако именно с «Фантастической четверки» началась история Marvel, так что упорное возвращение квартета на экран имеет еще и ритуальный характер, а подобные жесты требуют внимания даже в исполнении таких корпоративных чудовищ, как Marvel и Disney.
Главная роль для вездесущего Педро Паскаля здесь, пожалуй, выглядит маркетинговым ходом, так что про его обаяние (по-прежнему варьирующееся в диапазоне между папочкой и папиком) долго говорить не будем. Зато остальные трое — как на подбор. Ванессе Кирби давно не хватало главной роли — не все же ассистировать Тому Крузу с его бесконечной и невыполнимой миссией. В «Четверке» Кирби — и нежная мамочка, и мать-героиня, и почти Родина-мать ближе к финалу. Джозеф Куинн крайне органично держится на вторых ролях, но при каждом удобном случае убедительно показывает, что вполне достоин первого плана. Тем более что Факел, как мы уже поняли, единственная по-настоящему счастливая роль в этой франшизе. Джонни Шторм в исполнении Куинна — классический младший брат, а «Фантастическая четверка» в целом — никак не «Мстители», а скорее «Суперсемейка», мечтающая когда-нибудь стать «Симпсонами». На амбиции такого рода косвенно указывает и приглашение на роль Существа Эбона Мосса-Бакрака — исполнителя важной роли в «Медведе», главной семейной саге на американском телевидении прямо сейчас.
Антураж для режиссера Мэтта Шенкмана оказался едва ли не важнее, чем герои. В промоматериалах «Первых шагов» педалируется тот факт, что Шенкман старался пользоваться практическими, а не компьютерными спецэффектами, «ориентируясь на "Космическую одиссею" Кубрика». Редкий случай, когда усилия пиар-отдела не выдают желаемое за действительное, а как-то сочетаются с реальностью. Мир «Первых шагов» действительно выглядит неправдоподобно рукотворным — вплоть до фактурных черепичных бровей Существа и любовно нарисованного космического путешествия в середине картины.
Ну а пока картине не сопутствует успех. За две недели 200-миллионный фильм собрал в мировом прокате всего 257 с половиной миллионов долларов. Это говорит о том, что «Первые шаги», вероятно, даже не окупятся за время проката. Критики чуть более благосклонны, чем отказавшиеся голосовать ногами зрители, но тоже отмечают чрезмерный эскапизм, выбранный в качестве основной идеи. Действительно интересно, как четырем (опять же) сценаристам удалось бы вписать в сюжет какой-нибудь, скажем, ближневосточный конфликт — и как к этому отнеслись бы зрители.
Если все-таки задаться целью найти нечто, наверняка связывающее новую «Фантастическую четверку» с текущей реальностью, то это, пожалуй, как раз претензии критиков. Кое о чем говорит тот факт, что злободневности всерьез ждут от фильма про четверку людей в уютных, то ли лыжных, то ли водолазных костюмах. О чем-то сообщает и стремление авторов не просто сбежать в сказочный мир, а потратить много сил и времени на его материальное строительство. Кажется, что в более спокойные времена продюсеры убедили бы постановщика обойтись компьютерной графикой.
Это настоящий сбой программы, замаскированный под возвращение к корням. И в этом качестве новая «Фантастическая четверка» очевидно увлекательнее, чем соратники хоть по собственному кружку неуловимых Мстителей, хоть по соседней Лиге справедливости от DC. Тамошняя перезагрузка «Супермена» от Джеймса Ганна, кстати, выполнена в том же ретроключе и может быть даже написана человеком более одаренным, чем здешний коллектив авторов. Однако «Фантастическая четверка» это, повторимся, не новое начало, а очевидно штучная, совершенно оторванная от реальности в любом смысле слова вещь. И уже поэтому эта картина, пожалуй, заслуживает внимания, хотя бы со стороны людей, интересующихся развитием поп-культуры. В последнее время поддерживать этот интерес брались, прямо скажем, немногие, так что усилия Мэтта Шенкмана точно не напрасны.