Михаил Афанасьевич Булгаков — выдающийся русский писатель ХХ века, драматург, автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто, из которых наиболее известными считаются роман «Мастер и Маргарита» и повесть «Собачье сердце». Особенностью литературного стиля Булгакова стала необычность и даже парадоксальность ситуаций, в которых оказываются его персонажи, что вкупе с высокой художественностью и сатирическим характером роднит его произведения с творчеством Николая Гоголя и Михаила Салтыкова-Щедрина. «Лента.ру» рассказывает о творческом и жизненном пути Михаила Булгакова.
Михаил Булгаков родился 15 мая 1891 года в Киеве в семье доцента, а затем профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены, преподавательницы женской гимназии Варвары Михайловны Покровской (1869-1922). Михаил был старшим из семи детей.
В 1901-1909 годах Миша учился в Первой киевской гимназии.
Учившийся в той же гимназии писатель Константин Паустовский вспоминал:
В доме была большая библиотека, и Миша рано пристрастился к чтению, любимыми писателями у него были Николай Гоголь, Михаил Салтыков-Щедрин и Антон Чехов. В семь лет Булгаков написал рассказ «Похождения Светлана», в пятом классе гимназии сочинил фельетон «День главного врача».
27 марта 1907 года скончался отец Булгакова, он тяжело болел нефритом почек и практически ослеп. Желая помочь матери, которая одна воспитывала семерых детей, 18-летний Булгаков решил выбрать профессию врача, по примеру братьев матери — Николая (ставшего прообразом профессора Преображенского в повести «Собачье сердце») и Михаила Покровских — и поступил в 1909 году на медицинский факультет Киевского университета.
В годы Первой мировой войны студент Булгаков дежурил в лазарете Красного Креста. В 1915 году он попытался записаться добровольцем в армию, но его признали негодным к военной службе из-за наследственной болезни почек. Весной 1916-го Булгаков окончил с отличием университет и, получив диплом врача, работал в военных госпиталях летом 1916 года, во время Брусиловского прорыва Юго-Западного фронта.
В сентябре 1916 года Булгакова отозвали в тыл — в сельских больницах из-за мобилизации критически не хватало докторов. Недавний выпускник медицинского факультета был направлен в село Никольское Смоленской губернии заведующим (и единственным врачом) местной земской больницы.
Михаилу Булгакову приходилось делать все: принимать роды, лечить нарывы, ампутировать конечности. За год работы молодой врач принял 15 361 пациента. В сентябре 1917 года Булгакова по его просьбе перевели из сельской глуши в Вяземскую городскую земскую больницу, где он стал заведующим инфекционным и венерическим отделением.
Он вспоминал:
После приемов Булгаков по вечерам начал писать рассказы о своей работе, которые позже вошли в цикл «Записки юного врача». В этом цикле был автобиографический рассказ «Морфий».
В 1917 году, после операции, проведенной маленькому мальчику, больному дифтеритом, опасаясь заразиться, Булгаков стал принимать антидифтерийный препарат, который вызвал у него сильную аллергическую реакцию. Чтобы облегчить аллергию, Булгаков начал принимать морфий и с великим трудом избавился от пагубного пристрастия лишь к весне 1918 года.
В октябре 1917 года к власти в России пришли большевики, и Булгаков решил вернуться в Киев. В декабре того же года он поехал за разрешением в Москву, но получил отказ.
То, что он увидел в первопрестольной, навсегда сформировало его отношение к революции:
11 февраля 1918-го комиссия в Москве освободила Булгакова от военной службы, а 22 февраля он получил удостоверение, что в Вяземской больнице «выполнил свои обязанности безупречно». Весной 1918 года Булгаков вернулся в Киев, где открыл частную практику как врач-венеролог.
Во время Гражданской войны, в декабре 1918 года Булгаков записался в офицерскую дружину, чтобы защищать Киев от наступавших петлюровцев. В феврале 1919-го доктор Булгаков был мобилизован в армию Украинской народной республики, но вскоре оттуда сбежал.
После взятия Киева Добровольческой армией генерала Антона Деникина в августе 1919 года Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Деникина, получил назначение в 3-й Терский казачий полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе против восставших горцев. Позднее он посвятил этому рассказ «Необыкновенные приключения доктора».
13 ноября 1919 года в газете «Грозный» был напечатан фельетон «Грядущие перспективы», в котором Булгаков писал:
При отступлении Добровольческой армии с Северного Кавказа Булгаков, который находился во Владикавказе, заболел тифом, а когда выздоровел весной 1920 года, в городе уже воцарилась советская власть. Чтобы избежать мобилизации врачом еще и в Красную армию, Булгаков решил сменить профессию. Он писал двоюродному брату:
Во Владикавказе началась профессиональная литературная деятельность Булгакова. Служа заведующим литературной и театральной секцией во Владикавказском ревкоме, он написал и поставил на сцене местного театра ряд «конъюнктурных революционных пьес»: «Самооборона», «Братья Турбины», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы». Эту страницу своей жизни писатель вспоминал в повести «Записки на манжетах».
Летом 1921 года Булгаков пытался покинуть Советскую Россию, а когда не получилось, в сентябре того же года переехал в Москву, где стал работать газетчиком. Сначала трудился хроникером в «Торгово-промышленном вестнике», после его закрытия перешел в газету «Рабочий», а потом устроился обработчиком писем в газету железнодорожников «Гудок».
В «Гудке» тогда работал блестящий коллектив фельетонистов и очеркистов: Илья Ильф, Евгений Петров, Валентин Катаев, Юрий Олеша. С газетой сотрудничали Михаил Зощенко и Константин Паустовский. Булгаков вскоре тоже стал писать для «Гудка» фельетоны и юмористические рассказы, высмеивающие лгунов, приспособленцев и мещан («Красная корона», «Похождения Чичикова», «Чаша жизни»). Параллельно он работал для эмигрантского просоветского издания «Накануне», выходившего в Берлине с 1922 по 1924 год.
В 1923-м Булгаков вступил во Всероссийский союз писателей — газетная рутина стала его тяготить. 5 января 1925 года Булгаков записал в своем дневнике:
В том же 1925 году в ежемесячном общественно-литературном журнале «Россия» был напечатан роман «Белая гвардия» (первая и вторая части), в альманахе «Недра» появилась повесть «Роковые яйца», вышла первая отдельная книга «Дьяволиада. Рассказы». В 1926-м свет увидели вторая (сборник юмористических рассказов) и третья (сборник рассказов «Трактат о жилище») книги Булгакова. Больше книг при жизни писателя в СССР не печатали.
В мае 1926 года ОГПУ провело у Булгакова дома обыск, изъяв личный дневник и машинописные экземпляры повести «Собачье сердце». На допросе в ОГПУ 22 сентября 1926 года писатель не скрывал своих политических взглядов:
Осенью 1926-го Булгаков дебютировал как драматург: 5 октября во МХАТе состоялась премьера его пьесы «Дни Турбиных», а 28 октября в театре имени Е. Б. Вахтангова — премьера «Зойкиной квартиры».
Обе пьесы ругали в прессе. Фельетонист Михаил Левидов, в частности, писал:
Критиков смущало то, что основные действующие лица «Дней Турбиных» — офицеры, что шло вразрез с тогдашними представлениями о положительных героях эпохи. Однако генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Иосифу Сталину пьеса нравилась, и он неоднократно смотрел ее во МХАТе, единственном театре СССР, где она была разрешена к показу.
16 марта 1928 года Булгаков передал во МХАТ свою новую пьесу «Бег» (рабочее название «Рыцарь Серафимы»), которая понравилась Максиму Горькому, но была раскритикована Сталиным и при жизни автора не ставилась.
В письме к драматургу Владимиру Биллю-Белоцерковскому в феврале 1929-го Сталин писал:
Вождь пояснял, чем ему нравятся «Дни Турбиных»: «Основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление, благоприятное для большевиков: если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав свое дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы, с ними, большевиками, ничего не поделаешь».
В январе 1932-го, когда «Дни Турбиных» были запрещены, Сталин велел вернуть пьесу в репертуар МХАТа и до начала Великой Отечественной войны спектакль был сыгран 987 раз.
В отношении «Бега» Сталин написал следующее:
Запрет «Бега» совпал в 1928 году с премьерой пьесы Булгакова «Багровый остров», поставленной в Камерном театре. До запрета в июне 1929-го зрители увидели спектакль более 60 раз.
В это же время Булгаков начал писать фантасмагорический роман о визите дьявола в Москву (окончательное название утвердилось в 1937 году — «Мастер и Маргарита»), над которым работал до самой смерти.
Осенью 1929-го Булгаков написал пьесу о французском драматурге ХVII Мольере «Кабала святош», которую Главрепертком запретил 18 марта 1930 года: по мнению чиновников, автор провел возмутительную аналогию между бесправным положением писателя при тирании монарха и при диктатуре пролетариата.
К 1930 году произведения Булгакова вообще перестали печатать, а пьесы — ставить, и писатель остался без средств к существованию.
28 марта 1930 года он написал письмо в Совет народных комиссаров СССР, в котором отмечал:
Булгаков просил либо срочно разрешить ему выезд за границу (поскольку всякий сатирик в СССР посягает на его социальный строй), либо предоставить работу во МХАТе, потому что денег в семье не осталось: «Нынче я уничтожен. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу».
Он подчеркивал:
Максим Горький писал Сталину: «Булгаков мне "не брат и не сват", защищать его я не имею ни малейшей охоты. Но он талантливый литератор, а таких у нас не очень много. Нет смысла делать из них "мучеников за идею". Врага надобно или уничтожить, или перевоспитать. В данном случае я за то, чтоб перевоспитать. Это — легко. Жалобы Булгакова сводятся к простому мотиву: жить нечем».
18 апреля 1930 года Сталин позвонил Булгакову, и между ними произошел короткий телефонный разговор:
В мае 1930 года Булгакова зачислили на должность ассистента режиссера во МХАТ, параллельно он до марта 1931 года работал в Центральном театре рабочей молодежи (ТРАМ) в качестве рецензента пьес.
Для серии «Жизнь замечательных людей» в марте 1933-го Булгаковым был закончен и сдан роман «Мольер» («Жизнь господина де Мольера»), не понравившийся редактору «ЖЗЛ» писателю Александру Тихонову. Он высказал ряд замечаний, среди которых были развязность главного рассказчика и немарксистская позиция произведения.
В 1934-м Булгакова приняли в Союз писателей СССР. Он написал несколько пьес, которые при жизни автора не ставились (в том числе «Последние дни» об Александре Пушкине, «Иван Васильевич» о Иване Грозном).
Булгаков был трижды женат. Первой его женой стала Татьяна Лаппа (1892-1982), с которой писатель прожил с 1913 по 1925 год. Вторая жена — Любовь Белозерская (1895-1987), брак с ней продлился с 1925 по 1932 год. В 1932 году Булгаков женился на Елене Шиловской (1893-1970), с которой не разлучался до самой смерти. Считается, что именно она стала прообразом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита».
28 января 1936 года в главной газете страны «Правда» появилась редакционная статья «Сумбур вместо музыки», в которой опера Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» подверглась резкой критике за «формалистический» и «антинародный» характер.
Статья стала началом мощной пропагандистской кампании против «легковесности» во всех видах советского искусства. Дошла очередь и до пьесы Булгакова о Мольере, которая с большим успехом была сыграна во МХАТе семь раз — после почти пяти лет репетиций.
9 марта 1936 года в редакционной статье в «Правде» под названием «Внешний блеск и фальшивое содержание» сообщалось:
Подчеркивалось: «Эта фальшивая, негодная пьеса идет решительно вразрез со всей творческой линией театра и ставит его в ложное положение перед зрителями, относящимся к МХАТ с заслуженным доверием».
Редакционные статьи «Правды» в СССР обжалованию не подлежали, однако 10 марта Булгаков съездил в театр и заявил, что категорически отказывается писать покаянное письмо. 22 марта 1936 года мхатовская газета «Горьковец» вынуждена была сообщить:
После этого Булгаков ушел из МХАТа в Большой театр, где трудился либреттистом и переводчиком («Петр I», «Минин и Пожарский», «Рашель»). Обида на руководство МХАТа вылилась в незаконченный «Театральный роман» («Записки покойника») о нравах, царящих в театральном и писательском мире Москвы.
В 1939 году Булгаков написал к грядущему 60-летию вождя пьесу о молодом Сталине «Батум», на которую возлагал большие надежды. 14 августа 1939 года Булгаков узнал, что его произведение не утверждено: в разговоре с одним из основателей МХАТа Владимиром Немировичем-Данченко Сталин сказал, что пьесу «Батум» он считает очень хорошей, но ставить ее нельзя.
Для Булгакова это стало настоящим ударом: тут же дала о себе знать болезнь почек, перешедшая осенью 1939-го в тяжелый нефрит. К концу года драматург, как когда-то его отец, начал слепнуть.
Страдающий от недуга и теряющий зрение Булгаков сосредоточился на своем главном произведении — «Мастере и Маргарите», диктуя правки седьмой редакции романа жене Елене.
8 февраля 1940 года ведущие актеры МХАТа Василий Качалов, Николай Хмелев и Алла Тарасова направили помощнику Сталина Александру Поскребышеву письмо о катастрофическом состоянии Булгакова:
Артисты надеялись, что помощник передаст письмо главному адресату, подчеркивали, что разговор Сталина с Булгаковым в 1930-м окрылил писателя, и отмечали: «Единственное, что, по мнению врачей, могло бы дать надежду на спасение Булгакова, это сильнейшее радостное потрясение, которое дало бы ему новые силы для борьбы с болезнью — вернее, заставило бы его захотеть жить, чтобы работать, творить — увидеть свои будущие произведения на сцене».
Но в этот раз Сталин не позвонил Булгакову. Ему нанес визит руководитель Союза писателей СССР Александр Фадеев, который пообещал больному, что отправит его на юг Италии для выздоровления.
13 февраля 1940 года из-за резкого ухудшения состояния Булгаков прекратил работу над романом, оборвав правку в конце 19-й главы на диалоге Маргариты и Азазелло: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут? — Ну, натурально, они!»
19 февраля его жена записала в дневник:
10 марта 1940 года Михаил Булгаков скончался в возрасте 48 лет, 12 марта его прах был захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Впоследствии по ходатайству вдовы на могиле был установлен надгробный камень, ранее стоявший на могиле любимого писателя Булгакова — Николая Гоголя.
Всемирная слава пришла к Булгакову в 1960-х годах, когда начали публиковать ранее запрещенные его произведения (в том числе «Мастер и Маргарита») и переводить их на разные языки. В театрах ставили пьесы Булгакова, в кино экранизировали его сочинения.
При жизни писателя его современникам вряд ли пришло бы в голову назвать его классиком. В наше время Булгаков по праву находится в одном ряду с самыми известными русскими писателями — Толстым, Достоевским, Чеховым, Тургеневым, Салтыковым-Щедриным, Гоголем.