В понедельник, 18 августа, в Белом доме прошла встреча президентов США и Украины, Дональда Трампа и Владимира Зеленского, и нескольких европейских лидеров. Как и российско-американский саммит ранее, ее назвали продуктивной и полезной. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер отметил, что сторонам удалось договориться о многом. Несмотря на отсутствие подробных комментариев по итогам переговоров, уже во время встречи Дональд Трамп успел провести телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Теперь СМИ не только обсуждают вероятность скорого саммита России и Украины, но и называют возможные площадки — Рим, Женеву и Будапешт. О ключевых итогах переговоров, их значении для сторон и связи с ситуацией на фронте «Ленте.ру» рассказал кандидат политических наук, директор Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Василий Кашин.
«Лента.ру»: Каковы главные итоги встречи Дональда Трампа с Владимиром Зеленским и европейскими лидерами? Насколько оправдались ожидания каждой из сторон?
Василий Кашин: Главным итогом стало то, что Трамп достиг своих целей. Зеленский и европейские лидеры согласились с основными элементами подхода к завершению войны, которые американский президент предварительно обсудил с Путиным в Анкоридже.
Ключевой элемент — готовность Украины и Европы работать над политическими условиями постоянного, а не временного и немедленного режима прекращения огня.
Какую стратегию сейчас выбирает Зеленский? Удалось ли ему достичь собственных целей?
Зеленскому придется выбирать между двумя вариантами действий.
Вероятно, сейчас Зеленский будет действовать по обоим направлениям. С одной стороны, он станет затягивать переговоры, выдвигая дополнительные условия и требования. Уже наблюдается рост террористической активности Украины на российской территории: удары беспилотниками по городам, попытки атаковать Крымский мост.
С другой стороны, Зеленский будет искать гарантии для собственного политического будущего в послевоенное время.
Но с учетом поражения в недавнем внутриполитическом кризисе вокруг антикоррупционных органов эта цель выглядит маловероятной. Поэтому «задача минимум» — безопасность и неприкосновенность активов.
Каковы были цели европейских лидеров?
Единой позиции Европы, видимо, уже нет.
Но другие, например президент Франции Эммануэль Макрон, по-прежнему стремятся затягивать и срывать переговорный процесс.
Что означает телефонный разговор Трампа с Путиным во время встречи в Белом доме? И каково значение самой встречи для России?
Факт разговора показывает, что Трамп вместе с Зеленским и европейцами выработал некую единую позицию, которую счел возможным довести до Путина. Это позитивный сигнал.
На этом этапе переговоры уязвимы для саботажа и затягивания как со стороны Украины, так и со стороны Европы.
Насколько вероятна сейчас встреча Путина и Зеленского? Какова ее возможная повестка?
Владимир Путин ранее говорил о готовности встретиться с Зеленским, если это будет необходимо для решения украинской проблемы.
Эти позиции должны быть предварительно выработаны США, Европой и Украиной — с одной стороны, и Россией — с другой.
Поэтому встреча будет носить скорее символический характер. К тому моменту свобода действий Зеленского должна быть сведена к нулю — возможно, за исключением обсуждения некоторых гуманитарных вопросов. Иначе он может превратить встречу в балаган и сорвать переговорный процесс.
И насколько вероятно теперь окончательное мирное урегулирование? Каковы его возможные условия?
На данный момент есть шанс выйти на постоянный режим прекращения огня — предположительно, по текущей линии фронта. При этом часть Донбасса, которую еще контролирует Украина, скорее всего, отойдет России.
Другие возможные условия:
Такие предположения можно сделать, исходя из заявлений сторон и публикаций СМИ.
Как на переговорный процесс влияет ситуация на фронте?
Стратегическое положение Украины ухудшается все быстрее. Продвижение российских подразделений ускорилось: войскам удаются более глубокие прорывы, чем раньше.
Оценить устойчивость ВСУ по открытым данным точно невозможно: момент надлома трудно предсказать даже при доступе к закрытой информации. Здесь многое зависит от психологических факторов.
Тем не менее ухудшение стратегического положения Украины общепризнано. И оно напрямую влияет на переговорную позицию Трампа.
Как вы оцениваете возможность новых успехов России? Насколько ВСУ сейчас в принципе могут сопротивляться?
Хотя положение Украины ухудшается, ВСУ все еще демонстрируют способность купировать кризисы на фронте и периодически наносить болезненные удары по российским войскам. Совсем недавно они атаковали российскую колонну, в результате чего был тяжело ранен генерал Эседулла Абачев.
Фронт все больше поддается российскому давлению, но пока держится.
Ключевая техническая проблема сейчас — разработка методов противодействия FPV-дронам противника. Именно из-за них война носит в основном позиционный характер, и ни одна из сторон пока не нашла эффективного решения.
Возможной исторической аналогией нынешних событий может быть ситуация на Восточном фронте Первой мировой войны в 1917 году: весной русская армия стремительно слабела и разлагалась, но продвижение войск Центральных держав оставалось ограниченным.