На дворе конец 1990-х — десятилетия, когда в наушниках у молодежи играл Mezzanine от Massive Attack, Брэд Питт после «Бойцовского клуба» был самой востребованной кинозвездой Голливуда, а модный британский режиссер Гай Ричи крутил роман с Мадонной и снимал сливки с хитовых «Карты, деньги, два ствола». Именно с такими вводными на свет появился главный кинохит начала нового столетия — фильм «Большой куш», которому 1 сентября исполняется четверть века. «Лента.ру» рассказывает, что сделало эту криминальную комедию культовой и какие разошедшиеся на мемы шутки теперь считаются запрещенными.
Турок, как известно, странное имя для англичанина, но туманный Альбион — страна даже не контрастов, но оксюморонов. Тут и белокожие ирландские кочевники, которых все вокруг называют цыганами, и чистокровные британцы в еврейских кипах «для бизнеса», неповоротливые и неуклюжие водители, обеспечивающие отход с мест ограблений, а также дорогостоящие револьверы, которые отказывают в важный момент, трейлеры без колес и даже молоко, пить которое человеческий организм эволюционно не приспособлен.
Бессмысленно выделять какую-то основную сюжетную линию в «Большом куше» — фильм вполне осознанно создавался 31-летним Ричи как набор гэгов, карикатур и несвязанных между собой криминальных историй, которые режиссеру не удалось разместить в своем дебюте «Карты, деньги, два ствола». Собственно, кушем (появившимся с легкой руки отечественных прокатчиков из глагола «урвать», или, как это звучит в переводе Гоблина, «********») здесь является не только бриллиант, который, переодевшись в костюм иудея-ортодокса, в бойких вступительных титрах крадет Фрэнки Четыре Пальца (Бенисио Дель Торо). Для кого-то это слитый в нужном раунде поединок, для других — обнесенная букмекерская контора, для третьих — лакшери-трейлер в подарок любимой матери.
Что объединяет всех этих людей в первую очередь, так это, конечно, мир криминала, который Ричи изображает в лучших традициях британских комедийных скетчей. А еще — жажда легкой наживы.
В конечном итоге сплетение этих историй породило один из самых популярных фильмов начала века и уж точно одну из лучших работ Ричи. Успеху «Большого куша» сопутствовало многое. Продюсеры выдали молодому популярному режиссеру (на тот момент фигурировавшему в таблоидах прежде всего в качестве бойфренда Мадонны), только-только взорвавшему прокат лентой «Карты, деньги, два ствола», карт-бланш на создание новой убойной криминальной комедии с первоклассными звездами. При этом одна такая звезда, Брэд Питт, сам рвался сняться в следующем фильме Ричи.
Актеру сначала хотели дать роль Турка, однако Питт оказался совершенно неспособен изобразить британский акцент. Ирландский, впрочем, у него тоже вышел так себе, что стало причиной поднятых бровей у многих английских критиков, однако международной аудитории шутка про нечленораздельную речь европейских реднеков зашла на ура. Турка же (или Турецкого — в других переводах) сыграл Джейсон Стэйтем, открытый Ричи в «Картах, деньгах и двух стволах», — неограненный алмаз без какого-либо актерского образования.
К слову, Стэйтем был не единственным дилетантом на съемочной площадке «Большого куша», запустившего его карьеру. Еще одним открытием Ричи можно назвать Винни Джонса, также ранее дебютировавшего в ««Карты, деньги, два ствола»». Джонс, в прошлом капитан футбольной команды «Уимблдон», за роль Тони «Пули в зубах» заслужил от Дастина Хоффмана звание «нового Брюса Уиллиса» (хотя старому Уиллису на тот момент было всего 45 лет).
Премьера картины в Великобритании состоялась 1 сентября, и за первый же уикенд «Большой куш» возглавил прокат, побив рекорд по сборам, установленный вышедшей годом ранее «Красотой по-американски». Отличные цифры лента показала и в международном прокате. Позже ее растащили на цитаты и мемы, некоторые из которых годы спустя будут признаны экстремистскими.
Впрочем, сколь бы нещадным ни было время по отношению к шуткам «Большого куша», с суровостью самого Ричи ему не сравниться. В первоначальном монтаже хронометраж фильма составлял монструозные три часа. Режиссеру пришлось беспощадно резать многочисленные колкости, которыми перекидывались Стэйтем и Грэм, а также убирать шутки про кокаин от Форда. Из финальной версии пропала также печальная песня экс-КГБшника Бориса (Раде Шербеджия) о потерянной в Латвии любви, которую он распевал, отрубая руку Фрэнки Четыре Пальца, и многое другое.
Впрочем, гэгов в финальной версии «Большого куша» так много, что далеко не все до сих пор известны широкой публике. Например, мало кто знает о пасхалке, связанной с двумя главными звездами фильма. В некоторых сценах неуловимого персонажа Бенисио Дель Торо (который постоянно переодевается, иногда даже меняя несколько образов за одну сцену) на самом деле играет Брэд Питт — Ричи решил подменить актеров, подчеркивая их визуальное сходство.
Бойкий монтаж в фильме в итоге вошел в киноучебники, монолог Винни Джонса про надписи на пистолетах стал культовым, как и емкая матерная фраза Кузена Ави (Деннис Фарина) о достопримечательностях британской столицы. Фонд цитат из «Большого куша» даже на русском языке стал не менее золотым, чем подборки афоризмов из классики Гайдая и Данелии.
Несмотря на то, что с годами шутки «Большого куша» все чаще оказываются на грани законного (еще пока не вспомнили о том, что в этом фильме говорят о русских), фильм вовсю веселит даже спустя четверть века. В первую очередь благодаря великим перформансам, бессмертному саундтреку и динамичности, которая, с ее переключениями между сюжетными линиями, попросту не позволяет зрителю заскучать. «Большой куш» может даже напоминать лучшие выпуски скетч-шоу вроде «Монти Пайтона» — если бы тем было дело до криминала. Несмотря на всю свою мальчишескую несерьезность, картина по сей день остается нестареющей британской классикой.