В последние годы проблема телефонного мошенничества в России приняла угрожающий размах. Минцифры РФ отреагировало на нее радикально, возложив на бизнес обязанность маркировать свои звонки и дав абонентам возможность отказаться от массовых обзвонов — соответствующий закон вступил в силу с 1 сентября. Почему этот закон оказался нужен и как он повлияет на рынок — в материале «Ленты.ру».
Закон № 41-ФЗ в том числе вносит изменения в закон «О связи» и главной своей целью называет борьбу с киберпреступлениями. Согласно статистике МВД, которая приводится в пояснительной записке, в 2023 году количество киберпреступлений выросло на треть, а за 9 месяцев 2024 года — на 16 процентов. Пятая часть всех подобных правонарушений, по данным Генпрокуратуры РФ, — кражи с банковского счета. Чаще всего они совершаются по схемам, которые начинаются со звонка от имени сотрудника банка или правоохранительных органов.
В последние годы рынок роботизированных и массовых обзвонов от бизнеса в сфере товаров и услуг, финансовых и страховых организаций, социологических компаний неконтролируемо рос, создавая благоприятную атмосферу для мошенников. По данным «Яндекса», в 2024 году из 1,5 миллиарда звонков с незнакомых номеров на смартфоны с приложением определителя номера больше половины (800 миллионов) оказались нежелательными, 55 миллионов из них были заблокированы автоматически. Больше всего подобных звонков пришлось на предложения банковских услуг и вызовы мошенников, выдающих себя за сотрудников банков — их число за год увеличилось на четверть.
Все это вызвало закономерное падение доверия к вызовам с незнакомых номеров. По данным Anketolog.ru, около 51 процента опрошенных россиян почти не отвечают на такие звонки: 34 процента принимают их, только когда ждут вызова, например от курьера, а 17 процентов не берут трубку никогда.
Снижение качества коммуникации ударило в том числе по бизнесу — теперь он вынужден тратить все больше ресурсов на попытки дозвониться до клиентов. Исследование института экономики роста имени П. А. Столыпина показало, что при средней российской зарплате 8,31 рубля в минуту непродуктивные затраты на одного сотрудника, связанные со звонками, могут составлять 400-1200 рублей в день и более.
Введение регулирования для огромного рынка без правил, зато с высокими рисками для граждан, было делом времени. Мера оказалась решительной и затронула главным образом операторов и инициаторов звонков. Законодатели ожидают, что она снимет остроту проблемы и сделает коммуникацию «бизнес — абонент» прозрачнее.
Во-первых, новый закон вводит понятие массовых и/или автоматических вызовов (МАВ) и устанавливает их особое регулирование. В частности, указывает, что оператор должен проводить подобные вызовы, только если абонент согласился их получать. К МАВ, к слову, относятся любые массовые вызовы, а не только рекламные. Для последних уже существует свое законодательство — 38-ФЗ «О рекламе». Конкретных критериев массовости закон не содержит. Операторы будут определять МАВ на свое усмотрение, не раскрывая параметров, — чтобы не упрощать задачу недобросовестным игрокам, которые попытаются обойти ограничения.
Во-вторых, закон устанавливает требование об обязательной маркировке коммерческих звонков. Маркировка — это подпись, которая высвечивается при звонке — так, как если бы номер был добавлен в список контактов. В состав маркировки, согласно
постановлению правительства, должны входить название или коммерческое обозначение компании и категория звонка. Категорию можно выбрать из готового перечня, в нем несколько десятков вариантов: «Аварийная служба», «Доставка», «Недвижимость», «Предложение работы» и другие.
Коммерческие и другие организации как инициаторы звонков должны подключать маркировку у оператора — для этого им нужно заключить договор и подать корректную информацию о себе и своих звонках. Организация маркировки и регулирования МАВ, а также их полное техническое обеспечение, оказываются в зоне ответственности операторов.
С 1 сентября крупнейшие операторы начали вводить обязательную маркировку для всех бизнес-клиентов, закладывая при этом льготный переходный период. У некоторых операторов уже есть работающие сервисы маркировки звонков, которые раньше бизнес мог подключить по желанию.
Принудительный порядок введения платной услуги возмутил представителей бизнеса: многие из них направили в ФАС жалобы по этому поводу, обвиняя операторов в корысти. Однако, по словам ведущего аналитика компании Mobile Research Group Эльдара Муртазина, такой порядок логичен: обеспечивать законность коммуникации обязан тот, кто ее инициирует, — а это влечет за собой операционные издержки.
«Оператор еще до соединения с абонентом должен проверить номер звонящего, сопоставить его со своей базой (разрешить или нет), маркировать звонок и так далее, — говорит он. — Все это требования закона, и техническая сторона вопроса не бесплатна, операторы несут расходы. Стоимость для массовых обзвонов будет небольшой и напрямую зависеть от их объема. Но для спамеров это дополнительные расходы, главное — что они не смогут звонить, как раньше, бомбить нас своими предложениями», — говорит эксперт.
Кроме того, добавляет Эльдар Муртазин, вряд ли операторы много заработают на маркировке. «Для операторов закон не слишком выгоден, так как он жестко регулирует возможность массовых обзвонов, а значит, число звонков упадет, равно упадут доходы операторов по этой статье», — добавляет он.
Теперь абонент будет получать массовые или автоматические звонки, только если дал их инициатору согласие на их получение. Кроме того, он может установить запрет на такие звонки себе — для этого ему нужно подать заявление через оператора. Правда, стоит иметь в виду, что под ограничение могут попасть полезные звонки от банков и организаций.
Тот же, кто не установил такой запрет, сразу будет видеть, кто ему звонит, и принимать осознанное решение о том, брать ли ему трубку.
Теперь абонент в разы меньше рискует стать жертвой мошенников, а также не тратит нервы и время на ненужные разговоры. При этом сам закон и процедура исполнения не налагают на него обременений: ему не нужно ставить на смартфон специальных приложений и доплачивать за услуги в явной или скрытой форме. Вся нагрузка справедливо ляжет на операторов и инициаторов звонков.
Еще одно нововведение в части маркировки вызовов касается ее технической реализации. Для совершения маркировки оператору уже в момент инициации вызова нужно установить данные инициатора: что это за юрлицо, какова категория звонка, дополнить данные, указанные самим юрлицом (например, не юридическое название, а бренд, дополнить эмодзи или логотипом при возможности). Всю эту информацию оператор транслирует до устройства абонента, который далее решает — ответить на звонок или нет. Соответственно, тарифицируется инициация вызова, а не «успешный» (по ранее существовавшим традициям в отрасли) звонок. Организация процесса именно таким образом потребовала от операторов инвестиций.
По словам главного редактора Telegram-канала «Телекоммуналка» Алексея Слукина, инструментарий для работы на всех устройствах есть пока не у всех операторов. «По нашим данным, на сетевом уровне, чтобы это работало во всех базовых сетях (2G/3G/4G), идентификацию сделал только Билайн, — говорит он. — Минцифры признает, что есть некоторые юридические аспекты, которые еще предстоит доработать. Но уже сейчас слышен характерный вой на болотах от тех, кто привык названивать много и бесполезно. Что ж, сами довели индустрию до такого состояния», — говорит он.
Добропорядочные компании, по мнению Алексея Слукина, только выиграют от введения маркировки, потому что получат плюс к доверию и более высокую вероятность дозвониться и пообщаться с клиентом. «Маркировка повышает конверсию звонка, его польза растет», — считает Алексей Слукин.
Доверие, однако, нужно будет оправдать и поддерживать: назойливые звонки с маркировкой скорее ударят по лояльности, чем укрепят ее. То есть отсутствие запрета со стороны абонента и повышение доверия, которое дает маркировка, — это не приглашение к спаму, а условия для более прозрачной и осознанной коммуникации.
«Тарифы, скорее всего, в ближайшее время будут урегулированы самим рынком, — резюмирует Алексей Слукин. — Технологии для исполнения требований закона тоже подтянутся. Но картина мира теперь такова: прежде чем начать беседу, извольте представиться. Такой вот этикет современности».