18 октября — день релиза нового романа «нашего всего» современной русской литературы. Новая книга Виктора Пелевина называется «A SINISTRA», а ее действие снова разворачивается во вселенной, уже знакомой читателям по «Transhumanism Inc.» При этом можно сказать, что Пелевин написал свою вариацию на тему «Мастера и Маргариты», только без Маргариты. Что из этого получилось, рассказывает «Лента.ру».
Оперативник отдела внутренних расследований корпорации Transhumanism Inc. Маркус Зоргенфрей, направляемый адмиралом-епископом Ломасом, продолжает расследовать дела особой важности. Но если раньше на мир покушались разнообразные внешние силы, то теперь Маркусу придется сразится с врагом пострашнее — самим собой.
Виктор Пелевин похож на СВО, политику Трампа и палестино-израильский вопрос разом — о нем тоже все знают, при этом не всегда владея актуальной информацией, но, конечно же, все имеют на его счет взвешенное мнение, которое трудно оспорить. Для тех, кто не следил за свежими книгами классика, напомним, что его романы и сборники последних лет описывали жизнь в не очень далеком будущем, где ученые научились в момент смерти отделять мозг человека от тела, помещать его в цереброконтейнер с мозговой жидкостью и подключать к нейросети, чтобы он видел симулированные цветные сны. Услуга предоставлялась корпорацией Transhumanism Inc. за внушительные деньги или высокий государственный статус.
Испытав при помощи симуляций все возможные виды человеческого опыта, обитатели цереброконтейнеров задумались о вечном — духовной святости и попадании в рай. Но с этим вышла заминка. Традиционно считается, что греховно тело. Так появились разнообразные способы умерщвления плоти: пост, воздержание, вериги и прочее. Казалось бы, помещенный в контейнер мозг, лишившийся тела, должен растерять и большую часть соблазнов.
Тогда высокопоставленные баночники — бизнес-лидеры, моральные и духовные авторитеты и прочие финансовые маяки человечества — придумали, как попадать в рай при помощи черной магии (есть ощущение, что Виктор Олегович изучил труды Виктора Живова о грехе и спасении в Древней Руси). Услуги предоставляет бутик A SINISTRA. Но есть проблема: в конце духовного пути мозги начинают пропадать из цереброконтейнеров. Разобраться с вопросом вызван Джеймс Бонд трансгуманистичного мира — оперативник отдела внутренних расследований Маркус Зоргенфрей. Адмирал-епископ Ломас обещает подчиненному, что задание непростое, поскольку тому придется взаимодействовать с разными аспектами собственной души.
Подписав договор кровью на манер Фауста, Маркус становится алхимиком-чернокнижником в Италии XVI века, беседует с магическим гримуаром, как с чатом GPT, учится принимать чужие обличья, переноситься в пространстве усилием ума, превращать людей в золото, а идею — в материю и вступает в интимную связь с Джульеттой.
А вот фирменных пелевинских шуточек в романе исчезающе мало. «Ничто не защитит от проглоченной духовной отравы лучше родной культуры. Припасть к истокам и очистительно проблеваться…»; «Гламурная культура относится с доверием только к тому, что приходит с Запада, потому что свет с Востока глаза слепит, и народ отползает в тенечек»; «Заманался чичвархен за шмот пояснять»; «Не плюйте мне в душу — я все-таки епископ» — вот, пожалуй, и все почти на 500 страниц романа. Видимо, продажа души к шуткам не располагает.
Даже фирменная мизогиния сменилась ленивым пренебрежением, а местами почти нежностью к женщинам, как в этом отрывке: «Главные женщины в нашей жизни — вовсе не молоденькие сучки, жеманно сдающие нам за золото свою клоаку, а эти вот тихие незаметные старухи, чистящие наше жилище, приводящие в порядок одежду и ухаживающие за нами как когда-то родители... Они куда больше достойны любви и заботы, но мы слишком глупы, чтобы понимать это, пока они живы». Тут, видимо, все должны вспомнить «Няне» Пушкина и собственных бабушек.
Читатель ждал уж рифмы «розы» — искал, где же мелькнет плащ с кровавым подбоем — неизменный атрибут предыдущих книг вселенной «Transhumanism Inc.» Плащ так и не появился, зато в финале появился полет Маркуса и свет, который он заслужил вместо покоя. И тут все встало на свои места.
Виктор Пелевин переписал «Мастера и Маргариту», убрав из сюжета Маргариту. Остался только Мастер-Маркус. Его путь, его испытания, вес его души, искупление его грехов.
Любопытна еще одна деталь. Как известно, человечество за свою историю несколько раз ждало конца света. Самые масштабные ожидания были связаны с 1492 годом (то есть 7000-м от сотворения мира) и 1666 годом. Когда конец света так и не наступил, религиозные мыслители пришли к выводу, что нужно готовиться не ко всеобщему финалу, а к собственной смерти. Не разделять массовую ответственность, а нести персональную за прожитую жизнь. Пелевин в своих последних книгах повторил путь развития этой религиозной идеи: в романе «Круть» миру угрожал приход Антихриста, а в книге «A SINISTRA» Маркусу приходится отвечать только за свою душу. И эта борьба отнюдь не легче.