Бывший СССР
00:01, 25 сентября 2025

Наследие Назарбаева и политический «дом престарелых». Зачем Токаев меняет систему власти в Казахстане и как это изменит страну?

Политолог Юнеман: реформы Токаева призваны разрушить наследие Назарбаева
Михаил Кириллов (корреспондент отдела «Бывший СССР»)
Фото: Sputnik / Gavriil Grigorov / Pool / Reuters

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев инициировал конституционную реформу, которая может кардинально изменить систему власти в стране. Он предлагает упразднить Сенат и сделать парламент однопалатным. Общенациональный референдум по этому вопросу запланирован на 2027 год, после чего начнется еще одна реформа: депутатов будут избирать в Мажилис (нижнюю палату) только по партийным спискам. Зачем Токаев распускает Сенат, в котором сам начинал путь к президентству, как это повлияет на будущее Казахстана и какой он видит страну после своей отставки — выясняла «Лента.ру».

Курс на упрощение

Казахстан — президентская республика, и любые политические реформы здесь всегда исходят «сверху». Новый виток модернизации не стал исключением. Выступая с ежегодным посланием к народу 8 сентября, 72-летний президент Касым-Жомарт Токаев предложил подготовиться к «кардинальным изменениям».

Речь идет об упразднении Сената — верхней палаты парламента, куда, как и в России, входят по два представителя от каждого региона. По словам президента, палата, созданная в 1995 году в «сложных, нестабильных условиях», теперь мешает «национальной консолидации».

Вопрос вынесут на референдум, который, по замыслу главы государства, состоится в 2027 году. В случае успеха изменения будут закреплены в Конституции.

По словам спикера Сената Маулена Ашимбаева, в стране возникнет объединенный парламент. Если граждане на референдуме поддержат его создание, то депутаты будут пользоваться инфраструктурой обеих палат.

Чем занимается Сенат Республики Казахстан?

Сенат — верхняя палата парламента.

Срок полномочий сенаторов — 6 лет, половина состава обновляется каждые три года. В сенате 50 мест: 10 сенаторов назначает президент, пять из которых — по предложению Ассамблеи народов Казахстана (АНК), еще 40 сенаторов избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана.

Спикер Сената является вторым лицом в государстве: если президент не может исполнять обязанности, они переходят к нему. Так, в 2019 году Касым-Жомарт Токаев, будучи спикером Сената, стал исполняющим обязанности президента после добровольной отставки Нурсултана Назарбаева.

Исключительные полномочия Сената:

рассмотрение законопроектов, принятых Мажилисом;

назначение и освобождение судей Верховного суда, а также принятие их присяги;

избрание омбудсмена (уполномоченного по правам человека);

согласие на назначение президентом ключевых фигур — председателя Конституционного суда, Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности и др.;

решение вопросов о неприкосновенности генерального прокурора и судей Верховного суда;

временное исполнение функций парламента, если полномочия Мажилиса прекращены.

Президент также заявил, что в будущем парламент будет формироваться исключительно по партийным спискам. Это означает отказ от выборов по одномандатным округам: теперь все кандидаты должны будут представлять партии.

В прошлом Касым-Жомарт Токаев возглавлял Сенат более десяти лет. Именно на этом посту он в 2019 году стал исполняющим обязанности президента после ухода Нурсултана Назарбаева, а затем был официально избран президентом Казахстана.

Учитывая этот опыт, политик признался, что ему «нелегко говорить о парламентской реформе», но пообещал, что нынешние депутаты смогут спокойно работать до конца полномочий. «Вопрос установления парламентской республики на повестке не стоит», — позже уточнил он.

Еще одна инициатива, прозвучавшая в послании, — создание министерства по искусственному интеллекту. Однако эта идея скорее второстепенная: в Казахстане нет собственного производства компьютеров и комплектующих, программного обеспечения и достаточного энергоресурса для инфраструктуры ИИ такого масштаба.

После власти

В 2022 году, спустя три года после избрания, Токаев впервые объявил о намерении отойти от суперпрезидентской системы Назарбаева. Этот этап он назвал «Второй республикой».

Тогда же срок президентских полномочий был увеличен с пяти до семи лет, при этом переизбираться более чем на два срока подряд теперь запрещено.

Так как выборы в 2022 году прошли досрочно, полномочия Токаева истекают в 2029 году

Это означает, что нынешние реформы можно рассматривать как подготовку к будущему уходу президента. Формально ничто не мешает ему пойти по пути обнуления президентского срока, однако на фоне осторожной либерализации такой сценарий выглядит маловероятным.

Идея перехода к однопалатному парламенту не нова для постсоветских стран. Например, в 2023 году такую реформу провела Туркмения. После реформы полномочия спикера туркменского парламента были значительно расширены, почти до уровня президента.

Мотивация Токаева не до конца ясна. С одной стороны, реформа может усилить роль парламента. С другой — контроль над партиями, сохранившийся еще со времен Назарбаева, вряд ли позволит создать систему реальных сдержек и противовесов.

Сегодня 62 из 98 мест в Мажилисе занимает правящая партия «Аманат» (бывший «Нур-Отан»), созданная Назарбаевым. Остальные партии имеют от четырех до восьми мандатов.

Даже если все оппозиционные силы объединятся, им все равно не хватит голосов, чтобы противостоять курсу правительства и президента

С другой стороны, легитимность Сената как «независимого» законодательного органа давно подорвана. Как пишет казахстанское издание Orda, все время своего существования верхняя палата подвергается критике общественности.

Журналисты подчеркивают, что и Сенат, и Мажилис на протяжении всей современной истории страны действовали как единая палата — без серьезных дискуссий, противоречий и политической борьбы.

Это ставило под сомнение саму необходимость существования двухпалатного парламента. Ведь если обе палаты работают синхронно и не выполняют роли взаимного баланса, какой смысл в сохранении номинального органа?

Кроме того, как справедливо замечает Токаев, содержание одного депутата обходится казне Казахстана в 195 миллионов тенге (29,88 миллиона рублей) в год. Упразднение Сената позволило бы бюджету сэкономить как минимум 10 миллиардов тенге (1,53 миллиарда рублей).

29,88 млн
рублей в год
тратит казна Казахстана, в переводе с казахстанских тенге, на содержание одного депутата парламента

Таким образом, инициатива президента может считаться полезной, если речь идет только о борьбе с бюрократией. Но с точки зрения баланса сил и привнесения в политическую жизнь реальной конкуренции она рискует остаться исключительно символическим шагом.

«Сенат больше не нужен»

По мнению российского политолога и специалиста по Казахстану Романа Юнемана, реформы Касым-Жомарта Токаева вписываются в концепцию «контролируемой демократии», курс на которую президент взял после протестов 2022 года.

Юнеман считает, что упразднение Сената может преследовать разные цели — от ликвидации «формального института» до ослабления региональных элит, которые имели там сильные позиции. «Сенат — это площадка для местных элит, лоббирующих свои интересы. Еще один фактор — этнический: Токаев, вероятно, хочет нивелировать влияние Ассамблеи народов Казахстана, которая назначает в Сенат своих представителей, и сделать общество более монолитным», — отметил эксперт.

По его словам, двухпалатный парламент был создан в 1995 году скорее по образцу России и других европейских стран, чем из практической необходимости.

Что касается перехода к партийной системе, Юнеман уверен: контроль над партиями сохранится, в реальности изменений не произойдет. При этом он считает, что спикер обновленного парламента может стать политическим наследником Токаева и, вероятно, в будущем президентский пост.

«Если Токаев действительно собирается уходить, эта схема выглядит почти идеальной. Спикер Мажилиса может стать вторым лицом и получить два года для укрепления позиций», — пояснил политолог.

< Назад в рубрику