Россия
17:43, 26 сентября 2025

Вернул миллиарды. Игорь Краснов пять лет возглавлял Генеральную прокуратуру России. Что он успел сделать?

Новый глава Верховного суда Игорь Краснов вернул государству миллиарды рублей
Григорий Шугаев (Редактор)
Фото: пресс-служба Совета Федерации РФ / РИА Новости

Возглавлявший на протяжении пяти лет Генеральную прокуратуру России Игорь Краснов назначен главой Верховного суда. При нем надзорное ведомство активно вело политику, направленную на борьбу с незаконной приватизацией, с разного рода нежелательными организациями, чиновниками и бизнесменами, подрывавшими основу безопасности страны, обратив в доход государства многие стратегические предприятия и вернув в бюджет страны миллиарды рублей. Чем запомнился теперь уже бывший генеральный прокурор — в материале «Ленты.ру».

Хотя возможность изымать имущество чиновников, приобретенное на неподтвержденные доходы, существовала и ранее, именно при Краснове ею стали пользоваться более активно. Прокуроры занялись вопросами деприватизации и проверками разного рода сомнительных организаций.

На посту генпрокурора Краснов эффективно выполнял поставленные перед ним задачи, связанные, в частности, с переделом собственности. И везде выступал в интересах государства.

Прямо и открыто

Краснову в этом году исполнилось 50 лет. Уроженец Архангельска и выпускник Поморского государственного университета им. Ломоносова (сейчас это Северный федеральный университет), где Игорь Краснов получал высшее юридическое образование, начал службу в органах прокуратуры в 1997 году. В 2006 году Краснов стал следователем центрального аппарата Генеральной прокуратуры России, а с 2007-го приступил к работе в Следственном комитете России. Краснов был старшим следователем по особо важным делам при председателе СКР.

В апреле 2016 года будущего главу Верховного суда России назначили заместителем председателя СК России, где он курировал деятельность главного следственного управления и главного управления по расследованию особо важных дел

Все громкие расследования были связаны с его именем. Это и дело экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, и бывших губернаторов Александра Хорошавина (Сахалинская область), Никиты Белых (Кировская область), Вячеслава Гайзера (Республика Коми).

В марте 2024 года Игорь Краснов рассказывал, что по искам Генпрокуратуры в судебном порядке государству возвратили 15 стратегических предприятий военно-промышленного комплекса стоимостью около 333 миллиардов рублей. На сегодняшний день таких предприятий уже больше, и гораздо больше и сумма, обращенная Генпрокуратурой в доход государства.

«[Предприятия] незаконно выбыли из владения, а в некоторых случаях попали под иностранный контроль. Получив предприятия в обход установленных запретов и ограничений, резиденты недружественных государств проводили последовательную политику по их уничтожению и нанесению ущерба обороноспособности страны. Модернизацию и развитие производства на протяжении десятков лет не осуществляли. Доходы от деятельности преимущественно выводили за рубеж, — говорил Игорь Краснов, подчеркивая, что Генпрокуратура действует прямо и открыто. — Для нас нет никаких выгодоприобретателей, кроме государства».

В доход государства

Последнее громкое антикоррупционное расследование Генпрокуратуры под руководством Игоря Краснова — обращение в доход Российской Федерации «Облкоммунэнерго», крупной энергокомпании в Свердловской области.

В начале сентября Генпрокуратура России подала соответствующий иск в Ленинский районный суд Екатеринбурга. «Генеральной прокуратурой выявлены нарушения законодательства о противодействии коррупции в действиях должностных лиц правительства Свердловской области, государственного унитарного предприятия Свердловской области «Облкоммунэнерго» и его дочерних структур», — говорится в документе.

Бенефициарами энергокомпании выступают Алексей Биков и Артем Бобров, проживающие в Австрии, где, по версии следствия, они в 2007 году получили гражданство.

Также в сентябре Генпрокуратура объявила, что планирует конфисковать в пользу государства активы группы компаний «Востокцемент» и «Ренессанс», базирующихся в Приморском крае.

Общая стоимость этих компаний, принадлежащих семье экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева, оценивается более чем в 79 миллиардов рублей

В августе в Черемушкинском суде города Москвы начался процесс по уголовному делу основателя автодилера «Рольф», экс-депутата Госдумы Сергея Петрова и его предполагаемых сообщников. Они обвиняются в незаконном выводе из России около 4 миллиардов рублей.

Слушание проходит в заочном режиме, поскольку все фигуранты в настоящее время проживают за границей. Напомним, что в феврале 2020 года Химкинский горсуд Подмосковья по иску Генпрокуратуры к Сергею Петрову обратил в доход государства почти 20 миллиардов рублей. А в феврале 2024 года Московский райсуд Петербурга конфисковал в доход государства акции группы «Рольф». Основанием для этого стало нарушение антикоррупционного законодательства.

Невзлин, Каменщик и другие

В мае прошлого года Центральный районный суд Челябинска удовлетворил иск Генпрокуратуры об изъятии в доход государства производства макарон «Макфа» и других активов сбежавших за границу бывшего губернатора Михаила Юревича, экс-депутата Госдумы Вадима Белоусова и членов их семей.

Тамбовский районный суд 3 июля 2024 года изъял в доход России спиртовой завод «Амбер Талвис» в Тамбовской области, акции калининградского АО «СПИ-РВВК», а также доли в уставном капитале ООО «РВВК» у владельца водочных брендов «Московская» и «Столичная» Юрия Шефлера. А подконтрольные ему компании (люксембургские Amber Beverage Group Holdings и Stoli Group) были признаны экстремистским объединением.

Буквально на следующий день, 4 июля 2024 года, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Адыгея оставила в силе решение Кошехабльского районного суда об изъятии активов украинского бизнесмена Игоря Коломойского (внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга) и его компаньона Павла Шитова.

Речь идет о компаниях «Южгазэнерджи» и «Кейтеринг-Юг», недвижимости в Москве, а также земельных участках в нескольких регионах России. Генеральная прокуратура в своем иске указывала, что Коломойский и его окружение причастны к экстремистской деятельности, а также к финансированию украинской армии

Среди других крупных предприятий, перешедших под контроль государства, можно выделить заводы групп ЧЭМК и Ариант, принадлежавших челябинскому бизнесмену Юрию Антипову, ТГК-2 бывшего сенатора от Чувашии Леонида Лебедева, «Коми энергосбытовая компания». Надзорное ведомство указывало, что принадлежавшие бывшему вице-премьеру Коми Константину Ромаданову ценные бумаги были получены им в качестве взятки и в дальнейшем оформлены на кипрскую компанию.

В июне этого года государственным стал и аэропорт «Домодедово»

В списке ответчиков — основной владелец аэропорта Дмитрий Каменщик, глава набсовета Валерий Коган и около 30 компаний. Того, что не смогли сделать в начале 2000-х Росимущество и в середине 2010-х Следственный комитет, в 2025 году добилась Генпрокуратура.

А в течение трех месяцев Генпрокуратура лишила последнего актива в России бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина (Минюст России признал его иноагентом), производственной компании «Борец». По версии надзорного органа, он и его партнеры получили доступ к обслуживанию ведущих компаний топливно-энергетического комплекса, при этом они «следуют антироссийской политике и незаконно выводят прибыль».

Как утверждала Генпрокуратура, совладельцы «Борца» «вывели имеющий стратегическое значение холдинг из-под государственного контроля и удерживают его под иностранным управлением». «Борец» находится в Москве, занимается монтажом, ремонтом и демонтажом буровых вышек и предоставлением прочих услуг в области добычи нефти и природного газа.

Не русский продукт

Самой скандальной историей, точку в которой поставил Игорь Краснов, стало дело бывшего президента банка БКФ, совладелицы «Русского продукта» Ольги Миримской, связанной с основателями ЮКОСа Михаилом Ходорковским и Леонидом Невзлиным. Здесь было замешано многое — взятки, подкуп, незаконный доход, сокрытие и легализация имущества и даже запрещенная на территории России экстремистская организация «Правый сектор».

И во многом благодаря принципиальной позиции Генпрокуратуры и Игоря Краснова лично, следствию удалось беспристрастно разобраться в этом запутанном деле

В итоге Измайловский райсуд Москвы в декабре прошлого года признал ее виновной в даче взятки в размере 3,2 миллиона рублей следователю, а также в попытках подкупа судей на общую сумму более 1 миллиона долларов. И приговорил к 19 годам лишения свободы со штрафом в размере 400 миллионов рублей. Приговор был оставлен в силе апелляцией и вступил в силу 19 августа.

Как следует из свидетельских показаний по вышеупомянутому уголовному делу, в 2006-2007 годах, когда Ходорковский и Невзлин были уже осуждены в России, она получила от них 135 миллионов долларов через управляемый Леонидом Невзлиным траст, представлявший в международных судах интересы экс-акционеров ЮКОСа.

За счет этой благодарности Миримская действовала в интересах Ходорковского и Невзлина: помогла увеличить их пакет акций GML Limited — организации, которая непосредственно судится с Российской Федерацией за 55 миллиардов долларов, — что и позволило последним впоследствии требовать от Российской Федерации такие баснословные деньги, на долю из которых претендовала и сама Миримская, как следует из допроса свидетеля по ее уголовному делу.

За эти же 135 миллионов долларов Миримская дала письменное обещание не раскрывать финансовую отчетность GML Limited, чтобы Генпрокуратуре было невозможно отследить финансовые потоки и, таким образом, дотянуться до активов ЮКОСа.

Тем временем, поскольку дело на 55 миллиардов имело отложенную перспективу, предприимчивая Ольга Миримская также получила от «МЕНАТЕПа» в наследство предприятие «Русский продукт», которым владеет до сих пор.

И это при том, что Миримская позиционировала себя как меценат, оказывающий помощь детям Донбасса. Но каким-то образом летом 2017 года получила благодарность от запрещенной в России организации «Правый Сектор». Информация об этом содержится на страницах этой организации в соцсетях.

СМИ также писали о помощи Миримской этой запрещенной в России организации, отмечая, что она, по всей видимости, готовила себе плацдарм на Украине, предчувствуя возможное внимание со стороны российских правоохранительных органов. Кстати, у Миримской кроме российского паспорта имеется паспорт гражданина Израиля. И деньги она получала тогда, когда Ходорковский и Лебедев уже были приговорены.

Немалая доля заслуги в возвращении в бюджет сотен миллиардов рублей, конфискованных у преступников, принадлежит Игорю Краснову

В этом же направлении продолжит работу и новый генпрокурор. «Все рабочие процессы налажены. Я убежден, что темп и направление работы сохранятся в интересах государства, в интересах общества, в интересах конкретных людей, потому что в современном мире, на мой взгляд, по-другому быть не может», -- отметил Игорь Краснов на заседании Совета Федерации, отвечая на вопрос, не переживает ли он за надзорную работу в связи с предстоящим назначением и уходом из Генпрокуратуры.

Свое новое назначение на должность председателя Верховного суда России Игорь Краснов рассматривает как продолжение служения законности.

< Назад в рубрику