Ценности
11:52, 6 октября 2025

«Люди чувствуют, когда вещь сделана с душой» Почему сумки и головные уборы из национальных республик стали модным трендом в России?

Мода — огромный конвейер, где один тренд с бешеной скоростью сменяет другой. Не успевают одни вещи потерять актуальность, как масс-маркет выбрасывает в продажу уже следующую коллекцию. И нередко эти вещи лишены индивидуальности и души. Но за последние годы в России многое изменилось: на первый план вышли небольшие бренды из национальных республик, которые предлагают по-настоящему уникальные товары. Они верят, что вещи созданы не просто для носки, но и могут нести глубокие смыслы. В их руках пряжа, кожа, вышивка и металлы превращаются в изделия, отсылающие к корням, региональной идентичности и семейным историям. Эти марки не стремятся к быстрому росту и не подстраиваются под моду. Их путь — медленный, интуитивный, но искренний. Их создатели возрождают забытые ремесла своих предков, хранят традиции и верят, что нет ничего красивее и ценнее ручной работы. Как современные аксессуары российского производства не просто украшают образ, а отражают душу целых народов — рассказываем в проекте «Свежая Россия».

«В каждой петле — продолжение женской линии»

«Мы с сестрой выросли в Дагестане, — рассказывает Муслимат Багомедова, основательница марки вязаных аксессуаров Melange. — Нас с детства учили вязать. В нашей культуре это принято: девочек обязательно обучают рукоделию, и мы очень благодарны маме, что она передала нам это умение. Она всегда обращала внимание на то, как мы одеты, часто сама шила или вязала одежду. Поэтому вещи, сделанные вручную, у нас всегда ассоциировались с чем-то особенно ценным и душевным».

История бизнеса сестер Муслимат и Саният Багомедовых началась в родительском доме, где ценят эстетику, уважают ручной труд и передают мастерство из поколения в поколение. Поэтому с самого начала собственный бренд был не амбицией, а делом, в котором сплелись тепло рук, спокойные оттенки природы и традиционное ремесло.

Первый аксессуар появился зимой. Сестры не нашли в местных магазинах подходящей балаклавы и решили связать ее сами — тогда они даже не представляли, что головной убор вызовет такой резонанс

Прохожие начали останавливать девушек на улицах, чтобы спросить, где купить такой же. «Эта живая реакция нас очень вдохновила. Мы поняли, что можем сделать нечто большее», — вспоминают они.

Так в январе 2024 года в Махачкале появился новый бренд Melange — тихий, теплый и очень личный. Название выбрали неслучайно. По словам мастериц, оно символизирует соединение нитей, текстур, чувств и взглядов на моду.

«Нам хотелось, чтобы название отражало нашу философию. Melange — это про переплетение. И не только в вязании, но и в подходе: мы соединяем практичность с эстетикой, традицию с современностью, функциональность с мягкостью образа», — объясняет Муслимат.

У марки нет отдельного производства — с самого начала Багомедовы решили создавать каждый аксессуар самостоятельно, в домашних условиях. Иногда, когда заказов становится особенно много, им помогает мама. В этом, признаются сестры, есть нечто почти ритуальное: в каждой петле — будто продолжение женской линии.

В летнее время хитами становятся вязаные чехлы-мешочки для телефонов — легкие, фактурные, удобные. Зимой — по-прежнему балаклавы, которые одновременно защищают от ветра и выглядят стильно. Палитру выдерживают в природных цветах — обычно это землистые приглушенные тона, которые органично встраиваются в любой гардероб.

«Мы не гонимся за трендами. Ориентируемся на то, что нравится нам самим, на то, что хочется носить. Иногда вдохновение приходит от самой пряжи — берешь в руки моток, и уже представляешь, что из него получится. Или просто понимаешь: нужен головной убор, который будет и красивым, и удобным», — подчеркивает Муслимат.

По ее мнению, клиентов Melange объединяет одно — чувство стиля. Это люди различных возрастов, которые ведут разный образ жизни. Но каждый по‑своему интегрирует изделия бренда в повседневность — кого-то балаклава защищает от непогоды в горах, а кто-то носит ее с шопером в центре Москвы.

«Самое приятное — видеть фотографии клиентов, для которых наши аксессуары стали любимыми, и они не хотят их снимать. — признаются Багомедовы. — Это дает уверенность в том, что мы движемся в правильном направлении».
Сейчас вещи Melange можно купить как в концепт-сторе Others в Махачкале, так и через соцсети. Однако девушки не спешат расширяться.

Сегодня все больше предпринимателей отказываются от гонки за масштабом и развивают ремесленные мастерские и семейные крафтовые бренды. К началу 2025 года количество малых и средних предприятий в России выросло до рекордных 6,6 миллиона, а число занятых в этом секторе приближается к миллиону человек. Это — больше трети всего трудоспособного населения страны.

«Нам важно сохранить то, с чего все начиналось — душу вещей. Мы не хотим терять контакт с материалом, с процессом. Хочется пробовать новые формы, техники, фактуры — но без суеты, в своем темпе», — говорят сестры.

«Люди чувствуют, когда вещь сделана с душой»

Талант и любовь к творчеству передавалась из поколения в поколение и в семье основательницы бренда Aigel Salakh Айгуль Салаховой. «Я родилась в татарской глубинке, в семье художников-преподавателей. Мама вышивала на валенках, а папа мог без эскизов собирать города и корабли из бумаги. Маленькой девочкой я наблюдала за ними и мечтала тоже стать художником», — рассказывает она.

Кукмор — родной город Айгуль — славится войлочной обувью. Однако девушка решила связать свою жизнь с кожей. После девятого класса Салахова поступила в Казанское училище имени Фешина на художественную обработку кожи. Она признается, что плохо училась в школе — просто не могла делать то, что не нравится. А то, что интересовало, всегда получалось отлично. Айгуль овладела живописью, рисунком, композицией и много работала руками. : Уже на третьем курсе она начала создавать первые изделия — пять кожаных кошельков из татарской узорной мозаики.

«Эта техника древняя, экономичная и красивая. Берут кожу пяти цветов, сочетают их и получаются разные, но связанные между собой изделия. Я выложила фото в соцсети, и реакция была бурная. Нашлась покупательница, которая забрала все пять, заплатив по две тысячи за каждый. Для меня было шоком получить деньги за ручную работу», — вспоминает Айгуль.

Потом Салахова поступила в университет, отучилась на дизайнера и вместе с отцом открыла мастерскую. «Это был мой первый бизнес, черновик перед запуском Aigel Salakh. Тогда мы занимались более традиционными формами и узорами. Я уже хотела создавать что-то новое, но пока не понимала как. Я просто изучала, как строится бизнес, как делать сумки удобными, практичными и красивыми», — рассказывает она.

Проект просуществовал несколько лет, но в итоге Айгуль решила пойти другим путем. «Мне стало тяжело работать с папой — появилось свое видение, и я решила попробовать. За месяц я создала первую коллекцию — буквально жила в мастерской. Но коллекция произвела фурор. Я до сих пор удивляюсь, как люди чувствуют, когда вещь сделана с душой, а не просто на продажу», — говорит Айгуль.

Идея работать с татарской идентичностью пришла естественно. «С детства родители прививали мне любовь к татарской культуре. В училище мы глубоко изучали орнаменты народов мира, а особенно — татарские. Стилизовали их и придумывали свои композиции. В 2018 году в России начался всплеск интереса к современным изделиям с культурным кодом. И все сложилось», — делится девушка.

Первый маркет принес всего лишь одну продажу, но дал главное — внимание аудитории. Постепенно бренд стал расти. «Я поняла, что мне нужны руки, и пригласила на работу подругу Катю, мою ученицу. Она отличный мастер, сейчас — главный на производстве. Потом присоединились мои выпускники, и команда выросла до десяти человек, — рассказывает Айгуль. — Мне очень нравится преподавать. Видимо, это у нас семейное. Для меня важно делиться знаниями и видеть, как студент растет. А еще приятно, что некоторые приходят потом работать ко мне».

Сумки Aigel Salakh создаются конвейером, но с элементами ручной работы: вышивку в технике казанского шва делают мастера на дому. Это — древнейшая техника, которой владеют всего несколько десятков человек.

За два с половиной года бренд выпустил три коллекции, а самой популярной моделью остается «Аждаха» — черно-зеленая сумка, созданная в честь змея-дракона из татарских легенд.

Но Айгуль тоже не стремится наращивать производство: «Я хочу, чтобы марка оставалась камерной, чтобы в ней всегда было место тайне творчества»

«Но при этом мне хочется выезжать на маркеты за пределы России, расширять ассортимент — добавить жилеты, пояса, головные уборы. Мечтаю создать коллекцию, которую можно будет показать на подиуме в Париже», — строит планы Салахова.

И все же постоянный источник вдохновения для нее — родной Татарстан. «Меня вдохновляет, как развивается Казань. Появляется много классных локальных брендов. Хочется идти в ногу со временем. Я горжусь тем, что мы делаем. Хочу, чтобы люди видели и чувствовали: это не просто сумка, это часть истории, культуры и души нашего края», — подводит итог Айгуль.

«Вдохновение — в голубом небе, зеленовато-серой воде и кронах сосен»

Наталья Лысенковская, основательница бренда «Золотая нить Поморья» из Карелии, тоже погрузилась в искусство в раннем детстве. Ее мама работала в Союзе художников, и девочка проводила все свободное время в творческих мастерских. Ей нравилось наблюдать за тем, как рождаются произведения, — а иногда она и сама брала в руки кисть.

Рисование сопровождало Наталью с ранних лет. Сначала художественная школа, затем училище, работа учителем ИЗО и черчения. Позже — экономическое образование и бизнес, далекий от творчества. Но в череде забот Наталья не забывала об искусстве и писала картины для себя.

Однажды в Карелии появилась увлеченная мастерица Ирина Ильина, которая решила возродить золотное шитье Поморья. «Я до этого даже не слышала об этом промысле — он был утрачен сто лет назад. В музеях хранились предметы с этой вышивкой, но знал о них только узкий круг специалистов. Ирина Геннадьевна познакомила меня с этим искусством. Ее энтузиазм так меня захватил, что я решила попробовать ей помочь», — рассказывает Наталья.

Грандиозных планов не строили — хотелось просто сохранить то, что может исчезнуть окончательно. Но со временем Лысенковская поняла: у золотного шитья Поморья точно есть шанс на новую, большую жизнь. Женщины обратились в Президентский фонд культурных инициатив — и выиграли грант на развитие собственного бренда. С помощью этой поддержки закупили оборудование и сняли первые ролики о золотом шитье. Так и родилась «Золотая нить Поморья», в которой прошлое воссоединилось с настоящим.

Золотное шитье в Карелии имеет свои особенности и требует кропотливой работы. «Наши узоры более растительные, крупные, даже примитивные на первый взгляд. Вышивка всегда была объемной: под золотую нить подкладывали бересту, и все цветы словно оживали. Сегодня мы сохраняем эту традицию, но вместо бересты используем картон», — объясняет основательница бренда.

Настоящая золотая нить, которой когда-то украшали головные уборы и сумки-лакомники (поясные подвесные сумочки, в которых носили мелкие предметы, сладости и деньги), сегодня почти не используется из-за дороговизны. Поэтому мастерицы работают с металлизированными нитями, сохраняя старинную технику. Со швейным оборудованием помогли в региональном Минэке — Наталье частично компенсировали расходы. Такая поддержка оказывается предпринимателям по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика».

Когда Наталья взялась за возрождение промысла, мастеров, которые бы им владели, не было

«Ирина Геннадьевна начала обучать женщин в Беломорске. Потом мы организовали курсы в Петрозаводске. К нам приезжали ученицы из Карелии, Москвы, Петербурга. Некоторые из них сотрудничают с нами и по сей день», — говорит она. Вышивать больше трех часов подряд физически сложно, и многие работают дома, в удобном режиме.

Источником идея для изделий стала сама Карелия. «Едешь к Беломорску, и природа меняется, наполняет энергией. Наши цвета — это голубое небо, зеленовато-серая вода и кроны сосен. Узоры золотного шитья словно вырастают из этих образов: растительные орнаменты, символы плодородия. Все это вдохновляет», — делится Лысенковская.

В коллекциях есть все — от вечерних платьев, которые уже выставлялись на ВДНХ рядом с работами Юдашкина, до свитшотов, аксессуаров и перчаток. Однако особая гордость бренда — это сумки. Они продолжают традицию исторических лакомников, но адаптированы для современной жизни.

«Мы создали сумку, которую назвали "Калитка". Ее форма напоминает донце старинного головного убора — повойника (мягкая шапочка замужних женщин, которая полностью закрывала волосы, заплетенные в косы). Мы переработали узор, сохранили мотивы и сделали современный аксессуар. Традиция переродилась, но осталась узнаваемой», — поясняет Наталья.

В Петрозаводске она открыла шоу-рум и небольшой музей в культурном центре «Петровский». Там можно увидеть копии музейных предметов и современные изделия, прикоснуться к ткани, рассмотреть швы. «Даже жители Карелии часто не знают, что у нас было золотное шитье. Когда мы выиграли грант главы Республики Карелия, мы решили издать о промысле книгу и теперь знакомим с ней каждую ученицу», — добавляет Лысенковская.

Сегодня «Золотая нить Поморья» сотрудничает с московским универмагом Национального центра «Россия», участвует в выставках и делает изделия на заказ. В числе клиентов — частные коллекционеры, творческие коллективы и государственные структуры

По прогнозам, в течение следующих пяти лет рынок ремесленных товаров в стране будет расти больше чем на шесть процентов в год. Это отражает интерес россиян к вещам с культурным кодом, изготовленным вручную. Особенно если их производят маленькие бренды из республик от Карелии до Дагестана.

Например, изделия Натальи покупают женщины, которым надоел масс-маркет. Они понимают, что в их руках — эксклюзив, ручная работа, самобытность. И именно это дарит ощущение обладания чем-то особенным. «Мы хотим, чтобы наше северное золотное шитье было современным, но оставалось верным своим истокам», — заключает она.

«Важно делать не то, что нравится всем, а то, что идет изнутри»

«Часто то, чем мы увлекаемся в детстве, становится нашим предназначением», — размышляет основательница бренда Riimo Римма Дылгырова. В ее случае так и вышло: с ранних лет девочка из поселка Агинское в Забайкальском крае обожала лепить фигурки из пластилина и шить одежду для кукол.

«Я была усидчивым ребенком с хорошей мелкой моторикой и получала удовольствие от работы руками — рисования, лепки, шитья. Помню, у дедушки была маленькая черная борсетка с портфельной застежкой, которая мне ужасно нравилась. И позже, уже взрослой, я создала сумку, очень похожую на ту, дедушкину», — с гордостью говорит она.

Римма получила диплом модельера-конструктора кожгалантереи в Московском государственном университете технологий и управления. Она вспоминает, что учеба в вузе не была формальностью — студенты не просто слушали теорию, а буквально жили процессом. Там девушка почувствовала себя на своем месте.

«Я всегда увлекалась фотографией, и меня раздражало, что сумки для фотоаппаратов были неудобными и выглядели совершенно не стильно. Тогда я решила создать универсальную модель — из качественной кожи, практичную и сочетающуюся с любым образом. Она и стала моей дипломной работой», — рассказывает Дылгырова.

После девяти лет в Москве она вернулась домой, в Агинское, — с огромным желанием творить. Работала в пресс-службе мэрии, участвовала в молодежных проектах, начала писать бизнес-план для собственной студии кожаных изделий.

«С этим проектом я выиграла грант от правительства Забайкальского края — около 200 тысяч рублей. К ним добавились сбережения бабушки, и денег хватило за закупку всего необходимого: швейных машин, прессов, кожи, фурнитуры. Сейчас, оглядываясь назад, я осознаю, какой была смелой. Просто взяла и поехала в Москву одна закупать оборудование и материалы!» — смеется Римма.

Она считает, что родной поселок по-прежнему заряжает ее энергией. «Это место действительно придает сил. Я всегда говорю, что у нас самый уютный и ухоженный поселок: отзывчивые люди, сильное образование в школах, невероятные закаты. Конечно, звучит нескромно, но я искренне считаю его одним из лучших в крае, а может, и в России», — восхищается она.

Название Riimo — производная от имени основательницы на тибетский лад. Первой моделью стала сумка «Лорен», которую основательница бренда придумала вместе с подругой. Она долго лежала без дела, а потом неожиданно стала хитом.

Сначала Римма прислушивалась к запросам клиентов и формировала аксессуары под них. Это помогало создавать изделия, которые находили отклик у многих.

Ее мастерская — это маленький семейный бизнес: с самого начала Римма работает вместе с мамой и считает ее лучшим компаньоном. И дело развивается не по законам масштабирования, а по внутреннему ритму. Уют, ручной труд, душевный подход — все это важнее, чем рост и цифры.

«В мире сегодня много говорят о масштабах, росте и "успешном успехе". Но мне это не близко. Для меня важнее — уютная атмосфера в студии, радость от самого процесса и качественно выполненная работа, — признается она. — Я не хочу жить в бесконечной гонке за результатами. Мне важно заниматься любимым делом, а в остальное время — наслаждаться жизнью и находить радость вне работы».

Девушка считает, что здесь проявляется ее буддийское отношение к жизни и влияние места, в котором она родилась. «Все в этом мире конечно. И если это так, то зачем гнаться за сомнительными перспективами? Гораздо важнее сохранять баланс», — заключает она.

< Назад в рубрику