В Пекине состоялся VII Российско-Китайский энергетический бизнес-форум (РКЭБФ). Приветственные слова участникам направили президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин. Главный исполнительный директор «НК «Роснефть», ответственный секретарь комиссии при президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности Игорь Сечин в ходе форума неоднократно отмечал сотрудничество России и Китая в разных сферах, рост расчетов в национальных валютах и другие важные аспекты двустороннего сотрудничества. О том, как российские экономисты оценили их, читайте в материале «Ленты.ру».
Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин отметил успешность взаимодействия двух стран.
«Успехи Китая опираются прежде всего на форсированный прогресс науки: опережая Евросоюз по инвестициям в научные исследования и опытно-конструкторские разработки, он является мировым лидером по научным публикациям в технологических областях (опережая по их числу и США, и Евросоюз) и по числу действующих патентов на изобретения. Из 10 ведущих мировых университетов по количеству и качеству научных публикаций 8 — китайские», — сказал он «Известиям».
Все современное развитие — и в индустриальной, и тем более в цифровой сфере — носит энергоемкий характер, напомнил эксперт.
Китай стал мировым научным и промышленным лидером в том числе и благодаря успехам в энергетической сфере. Именно он формирует сегодня новый облик всей мировой энергетики, опираясь на гармоничный синтез традиционных и альтернативных источников, пмодчеркнул Делягин.
Производство электроэнергии в Китае сегодня вдвое выше американского уровня, отметил Делягин. По его словам, это особенно важно в условиях недоинвестирования нефтяной отрасли.
При этом импорт нефти в Китай может вырасти к 2030 году на 1,4 млн барр. в сутки (в том числе для развития нефтехимии, крупнейшим экспортером продукции которой в мире Китай уже стал, — на 1 млн барр.), а Индии — на 2,5 млн барр. в сутки в ближайшие 10 лет.
Такой рост потребления энергоносителей в условиях глобальной тенденции к сокращению их производства делает ключевым вопрос обеспечения энергетической безопасности. В прошлом году Россия обеспечила 19% импорта энергоресурсов Китая, став крупнейшим поставщиком нефти, отмечал на форуме Игорь Сечин.
Игорь Сечин подчеркнул, что «благодаря дальновидной энергетической политике стоимость электроэнергии для промышленного сектора в наших странах более чем в два раза ниже, чем в США, и в три-четыре раза ниже, чем в некоторых странах Евросоюза».
Санкционная агрессия Запада только усугубляет его положение, приближая очередной экономический кризис в его странах, в том числе за счет нового существенного удорожания энергии — не на проценты, а в разы.
Россия и Китай подготовились как к этому, так и в целом к нарастающему глобальному кризису заблаговременным созданием не только современной инфраструктуры поставок нефти и газа, обеспечившей общую энергобезопасность, но и основ финансовой инфраструктуры, уверен эксперт.
Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказал, в каких еще сферах наша страна сотрудничает с Китаем.
«Россия стала для Китая не просто поставщиком нефти, газа и строителем АЭС, но, что еще важнее, она обеспечивает фундамент энергобезопасности китайской экономики. Если сегодня Китай является крупнейшим импортером нефти и газа, то это не означает, что он был таковым и вчера, и позавчера, и даже в прошлом веке. В 2001-м добыча природного газа в КНР составляла 30,3 млрд куб. м, а потребление – 27,4 млрд куб. м. Можно ли здесь найти большое пространство для поставок? Зато по итогам прошлого года эти показатели составили 248,4 млрд куб. м и 434,4 млрд куб. м соответственно. Китай стал нетто-импортером голубого топлива только в середине 2000-х», — отметил он в комментарии «Газете.RU».
По словам Фролова, экспорт на Запад шел не от слепоты и безрассудности поставщиков, а потому что там в тот момент был рынок, которого не было на Востоке. Китай развивал промышленность, становясь крупнейшей и, по оценке Игоря Сечина, единственной промышленной сверхдержавой в мире.
«Можно быть лидером в возобновляемой энергетике и демонстрировать рекордный прирост установленной мощности АЭС, можно реализовывать больше электромобилей, чем все остальные рынки вместе взятые, но при этом не забывать о двигателях внутреннего сгорания и выдавать разрешения на 100 ГВт новых угольных мощностей. И, кстати, по развитию угольных технологий, включая снижение выбросов, с КНР сегодня тоже никто не может сравниться», — отметил эксперт.
Российско-китайские отношения стали ключевым элементом формирования новой мировой экономической модели, обеспечивающей глобальную сбалансированность развития и торговли. Об этом заявил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. В условиях продолжающегося давления Запада на российскую энергетику Китай становится основным партнером России в этой сфере. Об этом сообщают «Ведомости».
«В условиях, когда Запад продолжает оказывать давление на российскую энергетику, Китай становится ключевым партнером нашей страны в этой сфере. Такое поведение является вполне рациональным, если обратить внимание на то, как важно в современном мире сохранять независимость от давления развитых стран на тех или иных товарных рынках», — отметил он.
Эксперт обратил внимание на использование национальных валют во взаимных расчетах. Сейчас на них переведены практически все взаимные расчеты, подчеркнул он.
Однако сохраняется вопрос резервирования. В своем докладе Сечин особое внимание обратил на золото – как на важнейший резервный актив, напомнил эксперт. Широв подчеркнул, что Россия и Китай как крупнейшие производители золота обеспечивают 20% его мировой добычи. По оценкам Игоря Сечина, Китай осуществляет треть всех мировых инвестиций в энергетический сектор, объем которых достиг 900 млрд долларов только в 2025 году, что создает возможности для российского экспорта угля, составляющего более четверти китайского импорта.
Наиболее высокотехнологичным направлением сотрудничества остается атомный сектор, где Россия построила четыре блока АЭС и продолжает строить еще четыре блока на территории КНР, а также ведутся совместные работы по созданию реактора на быстрых нейтронах, сказал эксперт.
«Развитие торгово-экономических отношений между Россией и Китаем сталкивается с множеством сложностей, в основе которых лежит масштабное давление со стороны развитых стран. Однако это давление лишь расширяет взаимодействие двух стран, ориентирующихся на формирование новой системы глобальных экономических взаимодействий», — заключил Широв.