Химическая промышленность необходима для развития отечественной экономики. Ведь ее результаты влияют на реализацию остальных инициатив и на жизнь каждого жителя страны. И это не преувеличение. Нацпроект «Новые материалы и химия» буквально касается всего, что нас окружает и формирует нашу повседневную реальность. От покрытия на детской площадке до элементов космической ракеты — везде используются современные полимеры и композиты. Прямо сейчас происходит серьезный апгрейд технологий во всех отраслях, включая дорожное строительство и автопром. Чем нацпроект порадует российских водителей — в материале «Ленты.ру».
Шоссе и автострады сегодня собирают ярус за ярусом, как торт. В основании часто используется геосинтетика, далее идет специальная арматура и системы водоотведения, затем теплоизоляционные материалы, дорожное покрытие и разметка. Завершающий слой — мачты освещения и шумозащитные экраны.
Максимальный эффект дает использование многокомпонентных полимерных композитов. Развитие отрасли по производству композитных материалов — одно из направлений нацпроекта «Новые материалы и химия».
В последние годы в дорожном строительстве все чаще используется аббревиатура ПБВ, которая расшифровывается как «полимерно-битумное вяжущее». Это модифицированное дорожное покрытие, которое обладает целым рядом новых свойств. За счет использования полимера (стирол-бутадиен-стирол) оно становится более прочным, эластичным и стойким к температурным колебаниям.
Покрытие с ПБВ расширяет температурный диапазон эксплуатации дороги. В жару полимерный компонент не дает асфальту плавиться и деформироваться, а зимой — помогает сохранять упругость и снижает риск образования трещин.
Строители по всей стране уже оценили новое дорожное покрытие. Причем чем дальше на север, тем больше выгода от его использования. В зоне вечной мерзлоты полимерные плиты предотвращают оттаивание грунта и позволяют экономить более 20 процентов затрат на возведение дорожных насыпей.
Кроме того, полимеры уже широко используются для нанесения горизонтальной и вертикальной дорожной разметок, для маркировки искусственных дорожных неровностей. Такая разметка более заметна и долговечна, что повышает безопасность дорожного движения.
Самые красивые и эффектные мосты создаются по вантовой технологии. Кажется, что они просто парят в воздухе: всю конструкцию поддерживают стальные тросы, идущие от высоких опор. Самый длинный вантовый мост расположен в России — это Русский мост во Владивостоке.
Они защищают самый главный элемент конструкции — вантовые тросы. Высокотехнологичные полимерные оболочки предотвращают износ и помогают избежать воздействия окружающей среды. Таким образом удается продлить срок службы тросов и повысить безопасность всей системы.
Сегодня полимерные оболочки производятся в России, что дает существенную экономию затрат и снижает зависимость от импорта.
Еще один пример использования современных полимеров — производство автомобильных шин. Для их создания применяются синтетические каучуки, сажа, пластификаторы и специальные химические добавки, которые придают изделию прочность, эластичность и износостойкость, а также отвечают за поведение на морозе и сцепление с дорогой.
Новое оборудование позволило повысить качество продукции и сократить энергозатраты. Сейчас мощность производства составляет 48 тысяч тонн каучука в год при уровне локализации 99 процентов.
Синтетический каучук, который производится на заводе, в дальнейшем используется для создания шин для легковых машин, грузовиков, тракторов, самолетов и многих других резинотехнических изделий.
В июне 2025 года на территории особой экономической зоны «Кулибин» в Нижегородской области открылось уникальное предприятие — завод по производству микронизированных силикагелей и стабильных силиказолей «РусСилика». Продукция предприятия необходима для развития более чем 20 отраслей, без нее производство многих товаров просто невозможно.
Мощности предприятия рассчитаны на выпуск 18 000 тонн продукции в год. Это экологически чистое производство, на котором благодаря замкнутой системе очистки не образуются вредные стоки и выбросы.
Общие инвестиции в создание нового производства превысили 21 миллиард рублей. Из них пять миллиардов рублей на приобретение высокотехнологичного оборудования предоставил Фонд развития промышленности (ФРП).
ФРП помогает в реализации нацпроектов. Промышленные предприятия, которые хотят организовать выпуск востребованной в стране инновационной продукции, могут обратиться в него за помощью. Фонд реализует программы льготного финансирования и предоставляет долгосрочные целевые займы.
Химическая отрасль занимает второе место по количеству профинансированных фондом промышленных проектов, уступая лидерство лишь машиностроению. ФРП уже предоставил компаниям химического сектора порядка 290 льготных займов на создание новых продуктов, производств и технологий.
К 2030 году планируется разработать и внедрить около двух десятков перспективных продуктов, освоить производство новых видов связующих и полимерных композиционных материалов.
На сегодняшний день по нацпроекту «Новые материалы и химия» уже разработаны 23 химические цепочки, которые обеспечат производство более 700 критически важных для страны продуктов
Разработка инновационных технологий и внедрение их в промышленное производство должны обеспечить технологическое лидерство России в производстве современных материалов. В этом и заключается главная задача нацпроекта.
При поддержке государства будут разрабатываться и производиться новые материалы, полимеры, композиты, химические реагенты. В новых реалиях требуются уникальные концепции и прорывные решения. Ведь развитие химической промышленности — это фундамент для создания высокотехнологичных производств в других отраслях экономики.