Стартовавший в этом году национальный проект «Эффективная транспортная система» объединил важнейшие транспортные направления, развитие которых позволит пассажирам и грузам безопаснее и быстрее перемещаться по стране. В результате появится «бесшовная» транспортная система, которая даст дополнительные стимулы для дальнейшего развития отечественной экономики. Подробнее о планах по развитию транспортной системы России до 2030 года, — в материале «Ленты.ру».
По нацпроекту реконструируются и строятся гидротехнические сооружения на реках, развиваются морские порты и железнодорожные подходы к ним, строятся ледоколы для Северного морского пути, модернизируются аэропорты, реализуются проекты по цифровизации отрасли, для подготовки кадров в образовательных учреждениях транспортного комплекса обновляется тренажерная база и парк учебных судов.
Добраться практически из центра Москвы в Санкт-Петербург примерно за два часа — уже не кажется фантастикой. Через несколько лет это станет реальностью — в 2028 году запустят первую в стране высокоскоростную железнодорожную магистраль (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург. Маршрут пройдет по Ленинградской, Московской, Новгородской и Тверской областям.
Сам по себе проект играет существенную роль в развитии промышленности и новых технологий. «Проект важен тем, что мы должны научиться строить поезд и полотно так, чтобы они работали как единое целое. Безусловно, вклад в бюджет страны и в ВВП будет огромным», — отметил вице-премьер Виталий Савельев.
Россия подтверждает, что способна реализовывать инфраструктурные проекты самого высокого уровня. «Важно понимать, что ВСМ — это не просто проект дороги или поезда. Это инновационный проект с точки зрения технологий. В таком климате, как у нас, ВСМ пока никто еще не строил. Поэтому мы создаем собственные технологические решения, опираясь на лучшие мировые практики, но разрабатывая их с учетом российских реалий», — сказал министр транспорта России Андрей Никитин.
Именно за счет таких решений меняется не только скорость поездок, но и вся конфигурация транспортных потоков между двумя столицами и прилегающими регионами. «Мы решаем комплексно задачу между Москвой и Санкт-Петербургом. После реализации проекта мы получим дополнительные возможности перевозки не только пассажиров, но и грузов», — сказал генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
Новые железнодорожные пути для ВСМ уже строят на участках в Московской и Тверской областях. Полным ходом идут работы и по производству поезда. В Верхней Пышме на заводе «Уральские локомотивы» в сентябре начали сварку первого кузова для ВСМ. Поезд будет состоять более чем из 15 тысяч деталей и компонентов, значительная часть которых уникальна для России. Например, корпус аэродинамической формы с минимальным коэффициентом сопротивления изготавливается из экструдированного алюминиевого профиля. Это позволяет снизить нагрузку на верхнее строение пути за счет уменьшения веса.
«Мы выходим на совершенно другой уровень производства, и это определенный вызов для нашей промышленности, с которым она хорошо справляется. Отечественные технологические решения очень впечатляют. И благодаря строительству ВСМ наша промышленность получает очень много новых технологий мирового уровня», — рассказал «Ленте.ру» президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
Протяженность российской сети ВСМ должна превысить 4,5 тысячи километров. Ключевые направления: первая линия ВСМ Москва — Санкт-Петербург, восточное и южное сообщение, а также международная магистраль в Минск.
«Чтобы система ВСМ была эффективна, она должна включать не одно направление, а комплексную сеть, которая свяжет между собой основные города-миллионники в европейской части России. И проект, который сейчас начат лишь первый в череде направлений, которые предстоит реализовать в ближайшие годы», — заявил «Ленте.ру» президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой.
Цель нацпроекта — к 2030 году повысить авиационную подвижность (среднее число полетов на жителя) страны не менее чем на 50% по сравнению с 2023 годом. Для этого развивают инфраструктуру аэропортов, чтобы сделать авиасообщение более комфортным и доступным для путешественников.
«Один из основных инструментов, с помощью которого Минтранс, Росавиация и в целом отрасль решают поставленную задачу — это формирование наземной инфраструктуры, то есть, должен быть достаточный объем аэропортовых объектов, соответствующих требованиям по безопасности полетов и обеспечивающих достаточный объем пропускной способности», — рассказал «Ленте.ру» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
В планах к 2030 году по нацпроекту «Эффективная транспортная система» модернизируют не менее свыше 75 авиагаваней. После модернизации аэропорты смогут принимать более крупные самолеты, а их маршрутная сеть расширится. Появится больше возможностей для прямого межрегионального сообщения — без пересадки в Москве. Это значит, что будет летать больше людей, причем более дальними рейсами, а не только внутри региона.
С 2019 года по 2024 годы уже обновлено 35 воздушных гаваней. И это повлияло на пассажиропоток. За 9 месяцев 2025 года российские авиакомпании перевезли почти 84 миллиона пассажиров, из 63 миллиона человек на внутренних авиалиниях — все больше людей выбирают путешествия внутри страны, а восстановление в этом году полетов в Геленджик и Краснодар открыло ранее утраченные возможности для развития внутреннего туризма и деловых поездок.
Скоро более комфортным станет путешествие в столицу республики Марий Эл Йошкар-Олу. Тут по нацпроекту модернизируют инфраструктуру аэропорта: строят новое здание командно-диспетчерского пункта с аварийно-спасательной станцией и автоматизированной системы связи, делают новую метеостанцию, меняют светосигнальное оборудование и системы радиотехнического обеспечения полетов, а главное, реконструируют взлетно-посадочную полосу и рулежные дорожки. После реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорт сможет принимать более вместительные воздушные суда. Это, в свою очередь, увеличит пассажиропотоки расширит маршрутную сеть воздушной гавани.
Аэропорты Дальнего Востока уже обслуживают более 14 миллионов пассажиров в год. Только в первом полугодии 2025 года пассажиропоток в ДФО вырос на 7 процентов, а внутренние перелеты увеличились на 4,2 процента. Но модернизация затронет и небольшие региональные воздушные гавани.
Так, в аэропорту Братска уже введен в эксплуатацию перрон для стоянки воздушных судов. Готова новая аварийно-спасательная станция. Еще в аэропорту строят рулежные дорожки, расширяют разворотную площадку на взлетно-посадочную площадку, после на ней установят новое светосигнальное оборудование.
Протяженность внутренних водных путей России составляет более 100 тысяч километров. Одно из направлений работы нацпроекта — развитие внутренних водных путей. Работы ведутся не только в части строительства и модернизации гидротехнических сооружений, но и по дноуглублению, расчистке русел рек и укреплению берегов. Все это позволит увеличить пропускную способность и повысить безопасность судоходства.
Развитие внутренних водных путей способствует и развитию внутреннего водного туризма. Жители России стали чаще путешествовать по реке. За 9 месяцев перевезено уже 11,1 млн человек. Это на 20,5 процента больше, чем за тот же период прошлого года.
Сегодня круизные перевозки обеспечиваются 110 судами по 400 маршрутам. «Наша общая задача — интегрировать внутренний водный транспорт в единую транспортную сеть страны, максимально используя его преимущества для перевозки грузов на дальние расстояния. Предстоит сделать речные путешествия еще более привлекательными и снизить логистические расходы наших компаний. Это вернет речному транспорту конкурентные позиции и будет способствовать устойчивому развитию регионов», — сказал Андрей Никитин.
Для устранения «узких мест» на реках ведется масштабная работа по модернизации гидротехнических сооружений.
Полным ходом идут работы по модернизации Перервинской плотины на Москве-реке. Через сооружение ежегодно проходит от 1400 до 2900 миллионов кубометров воды. Благодаря этому в среднем за год через шлюз гидроузла «Перерва» проходит около 700 грузовых и 800 пассажирских судов, перевозится 300 тысяч тонн грузов и 15,5 тысячи пассажиров.
Масштабные работы также проходят на Багаевском и Городецком гидроузлах после их завершения пропускная способность на Нижнем Дону и на Волге увеличится. Например, после завершения строительства на Багаевском гидроузле, судоходство на самом мелководном участке Нижнего Дона на протяжении 85 километров глубина дна составит 4 метров, что позволит проходить по реке более крупным судам. Пропускная способность участка увеличится с 12 до 19 миллионов тонн грузов.
Реконструкция Городецкого гидроузла ликвидирует «узкие места» на Волге, что позволит увеличить объемы грузовых речных перевозок, так как пропускная способность гидроузла вырастет с 3,6 миллиона до 20 миллионов тонн.
«Я вижу большие перспективы и у туристического круизного бизнеса. Здесь есть огромные заделы, и в ближайшие годы мы увидим серьезное развитие именно речного круизного туризма в Российской Федерации», — сказал «Ленте.ру» президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой. По его словам, в рамках нацпроекта будет создаваться на реках единая глубоководная система, что позволит развивать как пассажирские перевозки, так и наращивать объем грузовых перевозок.
По нацпроекту модернизируется и инфраструктура морских портов, в том числе железнодорожные подходы к ним. Это необходимо, чтобы нарастить грузоперевозки и увеличить экспортные мощности страны. Для этого модернизируют и строят объекты инфраструктуры, в том числе причалы для погрузки- разгрузки, стоянки и обслуживания судов, а также терминалы для операций с грузами. В этом году мощность морских портов страны выросла на 18,5 млн тонн.
В рамках Транспортной недели состоялся запуск движения по двум главным путям на участке Северо-Кавказской железной дороги от блокпоста Кирилловский до парка «Нижний» — это часть крупного инфраструктурного проекта по развитию Новороссийского транспортного узла. Строители уложили 6 километров путей, построили 4 путепровода и 3 моста. Это позволит устранить узкие места на подходах к Новороссийскому порту. По итогам реализации всего проекта провозная способность Новороссийского транспортного узла вырастет до 43 миллионов тонн в год.
«Перерабатывающих мощностей морских портов сегодня у нас достаточно, — говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин. — Но не везде есть возможность подвезти к ним груз по наземной инфраструктуре — железной дороге или автомобильным транспортом. Поэтому важно говорить о развитии именно подходов к портам. Есть малые порты, которым также требуется определенное развитие».
К 2030 году будут завершены мероприятия, по результатам которых совокупная мощность российских морских портов составит более 200 миллионов тонн.
На Арктическую зону приходится свыше четверти территории Российской Федерации. Здесь живут и работают почти два с половиной миллиона человек. По экспертным оценкам, на этой территории формируется 7 процентов ВВП страны и около 11% экспорта.
Один из важнейших проектов развития Арктики — Большой Северный морской путь (СМП).
За последние десять лет грузопоток Севморпути вырос на порядок. Если в 2014 году по нему было перевезено всего четыре миллиона тонн грузов, то в прошлом году — почти 38 миллионов тонн. Это в пять раз больше рекорда советского времени. К 2030 году грузопоток планируется нарастить до 100 миллионов тонн.
«Нам предстоит не только прокладывать надежные и безопасные морские маршруты в Арктике и выходить на круглогодичную работу Трансарктического коридора. Впереди большая работа и «на берегу», — сказал заместитель министра транспорта РФ Константин Пашков.
Сегодня в распоряжении России 43 ледокола, включая 8 атомоходов, 12 аварийно-спасательных судов. В том числе универсальные атомные ледоколы проекта 22220. Сейчас они обеспечивают проводку порядка тысячи судов в год. К 2030 году ледокольный флот пополнят ледоколы проекта 22220 «Чукотка», «Сталинград», «Ленинград» и мощнейший в мире головной атомный ледокол «Россия» проекта 10510 «Лидер».
Параллельно модернизируется портовая инфраструктура. Развитие ледокольного флота сделает перевозки грузов по Трансарктическому коридору конкурентоспособными по цене и востребованными для рынка и бизнеса.
Одним из приоритетных направлений развития всего транспортного комплекса стало совершенствование системы пунктов пропуска через границу. К 2030 году на ключевых направлениях будет построено и реконструировано 27 погранпереходов. Это создаст комфортные условия как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для обычных путешественников.
За девять месяцев текущего года количество грузовых авто, пересекших 107 автомобильных пунктов пропуска, выросло на 4 процента. Высокие темпы отмечены на российско-китайском участке границы. Количество грузовых транспортных средств, которые пересекли его за девять месяцев 2025 года, выросло на 22 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В июне этого года в автомобильном пункте пропуска Тагиркент-Казмаляр, расположенном на границе с Азербайджаном, проводится экспериментальное моделирование проезда с применением интеллектуальных систем. Это комплекс технических и информационных систем, который позволит автоматически собирать, хранить и анализировать информацию о людях, транспортных средствах и грузах, которые пересекают государственную границу. Внедрение таких решений поможет сократить время досмотра на границе.
Не забудут и про границу с Казахстаном, который вошел в топ-3 самых популярных направлений путешествий за рубеж для россиян. Только в прошлом году общий туристический поток составил более 4,8 миллиона поездок. И для дальнейшего развития сотрудничества необходимы комфортные условия пересечения границы.
В частности, уже идет реконструкция автомобильного пункта пропуска Бугристое в Челябинской области. После завершения работ его пропускная способность увеличится в 2 раза и составит 4 тысячи транспортных средств в сутки. Здесь к 2028 году предстоит обустроить 32 полосы движения, а также построить вспомогательную инфраструктуру.
В целом к 2030 году планируют увеличить общую пропускную способность автомобильных пунктов — до 19,6 миллиона машин в год, железнодорожных коридоров — до 52,7 миллиона тонн. А стандартное время досмотра грузового транспорта на границе сократится до 10 минут.
В фокусе нацпроекта также цифровая трансформация и кадровое обеспечение отрасли. Сейчас создаются цифровые сервисы для анализа фактических и прогнозных объемов грузовых перевозок, формирования предложений по перспективным инвестиционным проектам с учетом транспортных, социальных и экономических эффектов. Помимо экономии времени станет проще просчитать оптимальный маршрут для груза с учетом разных видов транспорта и времени года.
Также специалисты продолжают внедрять современные решения в документооборот. Один из инструментов - Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). Она обеспечивает прием, обработку и хранение юридически значимых электронных перевозочных документов, а также их оперативное предоставление контрольно-надзорным органам.
Сейчас участники транспортной отрасли могут воспользоваться ГИС ЭПД и или по-прежнему возить с собой бумажные документы. В целом сервис позволяет сократить издержки, в том числе на печати и содержании бумажного архива, ускорить взаиморасчеты и, в итоге, логистику. Каждый месяц в системе оформляется более 1,5 миллиона документов, и это количество постоянно растет. На 11 сентября 2025 года в системе оформлено свыше 25 миллионов документов. С 1 сентября следующего года такой электронный документооборот станет обязательным.
Если говорить в цифрах о кадрах, то в настоящее время в транспортной сфере работает 4,8 миллиона человек. Еще более 250 тысяч студентов сегодня обучаются в образовательных учреждениях транспортного комплекса, а с учетом дополнительного образования — порядка полумиллиона человек.
«В результате реализации нацпроекта уровень комфорта передвижения для простого гражданина будет повышен. Мы получим развитую транспортную систему по всем направлениям: авиационный, железнодорожный транспорт, внутренние водные пути и круизный морской туризм. Это улучшит жизнь, а социальная среда стать более человекоцентричной», — резюмировал Павел Иванкин.
«Важный для населения вопрос — это обеспечение его мобильности. Поэтому основное, что получат люди в результате реализации нацпроекта, дополнительные возможности для своих перемещений, что не в последнюю очередь влияет на качество жизни», — подчеркнул Владимир Косой.