Комиссия по Конституционной реформе Казахстана опубликовала проект новой Конституции страны. Обсуждение изменений шло полгода, и в январе 2026 года на V заседании Национального курултая президент страны Касым-Жомарт Токаев подвел итоги этой работы.
Эксперты, опрошенные агентством KeyNews, отмечают, что проект новой Конституции носит консервативно-модернизационный характер и может стать не только символом независимости, но и инструментом долгосрочной ответственности государства перед обществом.
Российский политолог Сергей Станкевич в комментарии Telegram-каналу KeyNews обратил внимание на ряд принципиальных изменений в проекте новой Конституции Республики Казахстан.
«Тот факт, что русский язык сохраняет статус официального, на мой взгляд, это принципиальный раздел, формирующий в Казахстане современную гармоничную нацию, устойчивую к попыткам внутренней и внешней дестабилизации. И хороший пример для соседних стран в регионе Центральной Азии — как лучше решать фундаментальный для национального согласия вопрос», — отметил политолог.
Он также обратил внимание на то, что статья о браке и семье впервые дополнена существенным уточнением: «Брак — это добровольный и равноправный союз мужчины и женщины». По словам Сергея Станкевича, такое уточнение свидетельствует о том, что «Казахстан выбирает магистральную дорогу, не пускаясь в сомнительные и зачастую болезненные эксперименты». «Население должно умножаться, а новые поколения — обретать в семье физическое и душевное здоровье. Это возможно только в традиционной двуполой детоцентрической семье, которую нормальное государство призвано охранять как социальную сверхценность», — подчеркнул политолог.
Очень разумной он также назвал и впервые внесенную в Конституцию норму о том, что информация о финансировании НКО иностранными государствами должна быть открытой и доступной. «Казахстан разумно учитывает сложный опыт, накопленный всеми постсоветскими странами. Всем надо защищать свой суверенитет от попыток внешнего управления через финансируемые из-за рубежа сетевые структуры. Упустишь контроль — это обернется долгим разрушительным противостоянием, что мы видим на примере Грузии и Украины. Прозрачность движения денег, направляемых на общественно значимые цели, — законное и вполне демократичное требование, уместное в Основном законе», — добавил политолог.
По словам руководителя Аналитического центра Российского общества политологов Андрея Серенко, изменения в основном законе «отражают стремление лидера государства Касым-Жомарта Токаева закрепить на высшем законодательном уровне современный ответ на актуальные вызовы и одновременно четко определить ценностные ориентиры казахстанской нации».
Во-первых, отмечает эксперт, речь идет о закреплении в основном законе категорий национальной идеи и гражданской идентичности.
«Введение в преамбулу Конституции нарратива "Справедливый Казахстан" и принципа "Закон и порядок" задает смысловой каркас для всей политики современного казахстанского государства, фиксирует переход от общих деклараций к формулированию конкретной цели развития страны и общества. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает конституционное закрепление принципов ответственного патриотизма, трудолюбия и общественного диалога как ценностных социальных и политических категорий. Это прямое обращение к гражданскому сознанию, призыв к созидательной, ответственной и творческой роли каждого гражданина и жителя Казахстана в укреплении его суверенитета», — комментирует Андрей Серенко.
Во-вторых, в документе, по его словам, закрепляется важный баланс в языковой и межэтнической политике республики. «Подтверждение статуса русского языка как официального, наряду с укреплением позиций государственного казахского языка, — это прагматичное и справедливое решение проблемы, характерной для большинства постсоветских государств», — подчеркивает Андрей Серенко.
Конституционный акцент на праве каждого пользоваться родным языком и культурой, а также на межконфессиональном согласии демонстрирует, по словам политолога, «приверженность модели современного многонационального и поликонфессионального государства». «Таким образом, то, что для некоторых постсоветских государств стало труднорешаемой проблемой, современный Казахстан превращает в свое историческое преимущество», — говорит он.
В-третьих, отмечает Андрей Серенко, в новой «токаевской» Конституции Казахстана будет зафиксирована четкость важных социальных институтов. «Однозначное конституционное определение брака как союза мужчины и женщины снимает потенциальные правовые неопределенности в будущем и отражает преобладающие традиционные общественные ценности. Это положение, как и закрепление светского характера государства, направлено на предотвращение социальных расколов и укрепление традиционных устоев общества. Позитивные перемены без разрушений и потрясений — этот девиз Касым-Жомарта Токаева в полной мере отражен в новой Конституции Казахстана», — подчеркивает эксперт.
В-четвертых, продолжает Андрей Серенко, выделение развития науки, образования и инноваций (включая сферу ИИ) в отдельный конституционный приоритет «является авангардным политическим решением, стратегическим шагом, закладывающим основу для принципиально новой экономики знаний». Это, по его словам, пример для многих других государств постсоветского пространства.
В целом проект конституционных изменений президента Касым-Жомарта Токаева носит интегральный консервативно-модернизационный характер, считает политолог. «Он очевидно консервативен в части защиты основ и ключевых элементов казахстанской государственности, национального суверенитета, традиционных социальных и культурных ценностей. При этом проект "токаевской" Конституции, несомненно, нацелен на модернизацию страны и общества, фиксируя в качестве приоритетов право, порядок, инновации, человеческий капитал и ответственность жителей республики перед следующими поколениями», — говорит эксперт.
По словам Андрея Серенко, предлагаемые президентом Касым-Жомартом Токаевым изменения Конституции «легитимизируют и закрепляют курс на построение современного, сильного, социально ответственного и конкурентного государства». «Казахстан вступает в новую эпоху исторического развития и "токаевская" Конституция — это стратегический компас, позволяющий не сбиться на этом пути», — резюмирует эксперт.
Кандидат политических наук Виталий Млечин, комментируя проект Конституции Казахстана, отмечает, что в документе «основополагающими принципами деятельности казахстанцев впервые определено продвижение идеи ответственного, созидательного патриотизма».
«Вопрос патриотизма стал очень важным для современного Казахстана. Об этом неоднократно высказывался президент Касым-Жомарт Токаев. По его определению, патриоты не кричат и не бьют себя в грудь, а усердно трудятся на благо своей страны и семьи. И это не обязательно должны быть какие-то глобальные, великие дела. Начать достаточно с самого простого, но от этого не менее важного: беречь природу, убирать мусор», — говорит Виталий Млечин.
По его словам, неудивительно, что формирование экологической культуры тоже нашло отражение в проекте новой конституции. «Может показаться, что есть вещи поважнее, но ведь полная картина складывается из деталей. Трудно себе представить гармоничное, современное, процветающее государство, улицы городов которого утопают в отходах», — отмечает политолог.
Комментируя закрепление в новом проекте Конституции статуса русского языка как официального, эксперт отмечает, что Казахстан «последовательно проводит политику балансирования между укреплением государственного казахского языка и вниманием и уважением к русскому, который знает большинство казахстанцев».
«Президент Токаев называл русский язык общим достоянием, и именно он предложил создать Международную организацию по русскому языку. При этом глава государства считает, что казахстанская молодежь может легко овладеть тремя-четырьмя языками. Его пример это подтверждает: Токаев свободно говорит на пяти языках. А закрепление статуса русского языка в Конституции — четкий ответ провокаторам, которые пытаются, играя на страхах и стереотипах, дестабилизировать ситуацию и поссорить наши страны», — говорит эксперт.
Виталий Млечин подчеркивает, что закреплением в основном законе определения о браке как добровольном и равноправном союзе мужчины и женщины, «Казахстан четко обозначает свою позицию и защищает себя от попыток давления в этом вопросе — как внутреннего, так и внешнего». «Слова "добровольный" и "равноправный" тоже важны. Конституция Казахстана однозначно говорит: женщина имеет те же права, что и мужчина, заставлять ее вступать в брак нельзя. Да, в XXI веке это по-прежнему нужно повторять!» — подчеркивает политолог.
Кандидат исторических наук, сотрудник Центра евразийских исследований Томского государственного университета Артем Данков обращает внимание на масштабы изменений, которые предусмотрены новым проектом Конституции.
«Изменяется вся конфигурация политической системы, появляется должность вице-президента, трансформируется парламент, появляется Народный совет. Это все очень важные моменты, передающие главный смысл всех этих изменений: завершенность и стабильность, крепость политической системы. Очевидно и однозначно в ближайшие годы Казахстан нуждается именно в стабильности с точки зрения всех общественно-политических процессов, потому что ключевой акцент должен быть смещен на трансформацию экономики и общественной жизни. И в этом случае новая — на мой взгляд, более устойчивая система, которая предлагается новым вариантом Конституции, — на самом деле будет полезна стране и обществу», — говорит Артем Данков.
В этом же контексте важную роль, по его словам, играет процедура передачи власти в случае досрочного сложения президентом полномочий.
«Теперь в первую очередь полномочия президента при досрочном прекращении полномочий переходят вице-президенту, затем — председателю курултая и, при невозможности исполнять обязанности председателем курултая, уже премьер-министру. То есть эта конфигурация, по моему мнению, является важной инновацией, потому что четко определяет порядок в переходные моменты», — говорит эксперт.
В главе о правах и обязанностях президента исключена норма о внеочередных выборах. Это, по словам Артема Данкова, тоже интересный момент, поскольку ни для кого не секрет, что в 1990-е, 2000-е, 2010-е годы внеочередные выборы — в первую очередь именно президентские выборы — были достаточно частым явлением.
«Можно много говорить, насколько это было оправданно, но на тот момент эта норма существовала и неоднократно применялась. Ограничений не было. Сейчас она полностью исключена. И, на мой взгляд, это дает очередной ориентир долгосрочной стабильности. Это сигнал о том, что старые инструментарии, с помощью которых сроки продлевались, уходят в прошлое, и стабильность политической системы будет основана на других принципах», — говорит эксперт.
Важной, по его словам, является и новая норма: кандидату в президенты необходимо иметь пятилетний опыт государственной службы или работы на выборной должности. «Это важный момент, потому что означает, что руководители страны по новым принципам будут избираться из людей, которые имеют и опыт государственной работы, и политический вес, и не ориентированы только на какой-то популизм», — считает Артем Данков.
Аналитик Института востоковедения Российской академии наук Дарья Сапрынская подчеркнула, что Казахстан вступает в период интенсивных внутренних преобразований.
«2025 год был насыщен внешнеполитической повесткой, а 2026-й с первых недель обозначился как год внутриполитических решений. Заявка на референдум по обновлению Конституции стала, пожалуй, самым наглядным сигналом этого разворота, и выбор именно Основного закона здесь неслучаен. Думаю, что задача по изменению Конституции возникла в связи с попыткой отработать и отразить актуальные запросы казахстанского общества и политической конъюнктуры с учетом общемирового опыта таких изменений», — считает эксперт. Россия в данном случае, по ее мнению, — хороший пример. Действующая Конституция Казахстана от 1995 года формировалась в иных реалиях, — за прошедшие десятилетия изменилась и страна, и социальная структура, и характер взаимодействия государства с гражданами.
«Для власти важно зафиксировать идейные представления о стране, а для общества — иметь опору, которая отвечает всем изменениям среды. Например, в нынешнем проекте закреплен принцип "Закон и порядок", а также концепция Токаева "Справедливый Казахстан" — это идейная рамка, которая подчеркивает отношения государства и общества. Для граждан страны важны статьи, посвященные развитию науки и образования, защите их прав в цифровой среде, а также социальные вопросы — закрепление брака как союза мужчины и женщины, формирование бережного отношения к природе, — все это ответ на запросы казахстанского общества», — говорит Дарья Сапрынская.
Многие формулировки, по ее словам, еще будут дорабатываться, но концептуально важен сам вектор: «Конституция Республики Казахстан становится не только символом независимости, но и инструментом долгосрочной ответственности государства перед обществом и будущими поколениями — с более четкой регламентацией прав и обязанностей обеих сторон».