«Отношения НАТО с Грузией уникальны. Вы — один из наиболее важных партнеров Альянса. И надежный друг. Мы полностью поддерживаем евроатлантические устремления Грузии. Грузия станет членом НАТО. Лидеры государств-членов подтвердили это», — заявил 12 июля на саммите НАТО генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг.
По словам генсека, он впечатлен теми реформами, которые проводит Тбилиси. Столтенберг отметил вклад Грузии в обеспечение стабильности в Черноморском регионе. Особо генсек Альянса оценил постоянный вклад Грузии в поддержку операции НАТО в Афганистане. Также он заявил о признании границ Грузии с учетом территорий Абхазии и Южной Осетии.
Столтенберг заверил Грузию, что НАТО продолжит совместную со страной работу над тем, чтобы в перспективе принять республику в Альянс.
История взаимоотношений Грузии с НАТО насчитывает почти четверть века. В 1994 году правительство Эдуарда Шеварнадзе присоединилось к программе «Партнерство ради мира», направленной на сотрудничество Альянса в сфере безопасности с отдельными странами-партнерами.
В 2004 году Грузия стала первой страной, согласовавшей Индивидуальный план партнерства с НАТО. В том же году страна отправила свой военный контингент в Афганистан. Территория страны использовалась силами Альянса в качестве перевалочной базы для снабжения международной группировки в Афганистане.
В президентство Михаила Саакашвили Грузия существенно продвинулась в своей интеграции в Альянс. В 2006 году парламент страны единогласно проголосовал за вступление страны в НАТО, а в начале 2008 года 77 процентов грузин на референдуме высказались за присоединение их страны к Альянсу.
В это же время страна активизировала военно-техническое сотрудничество с Альянсом. Грузия получала десятки миллионов долларов помощи на реорганизацию армии, инструкторы НАТО тренировали грузинских солдат, а грузинские офицеры обучались в американских учебных центрах. У США и Турции страна закупала бронетехнику.
Поражение в войне 2008 года не уменьшило атлантические устремления Грузии. В 2015 году в стране открылся учебный центр НАТО. Руководители Альянса, в том числе и действующий генсек Столтенберг, регулярно высказывались против признания независимости Абхазии и Южной Осетии и в поддержку интеграции республики в Альянс.
В мае этого года премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил, что его страна вступит в НАТО к 2021 году.
Публичное заявление о готовности принять Грузию вряд ли говорит о стремлении укрепить безопасность Альянса. Грузинская армия, несмотря на все усилия руководства страны, за прошедшие годы так и не стала сколько-нибудь серьезной силой. К войне 2008 года грузин тренировали НАТОвские инструкторы, в армию вложили десятки миллионов долларов, однако к моменту вооруженного конфликта в Южной Осетии эта армия так и не смогла действовать эффективно. Сейчас вооруженные силы республики насчитывают чуть больше 30 тысяч человек, военная техника осталась с советских времен.
Публично высказанная готовность принять страну в НАТО куда важнее для Альянса в качестве дополнительной скрепы. Единство в организации пошатнулось в 2014 году, после резкого ухудшения отношений с Россией. Одни страны, в первую очередь, США и новые члены блока, высказывались за жесткое противодействие РФ. Старые же члены Альянса об отношениях с Россией высказывались куда осторожнее.
Приход к власти Трампа усугубил ситуацию. Сначала президент США хотел, чтобы страны НАТО тратили на оборону положенные два процента ВВП, а 11 июля на саммите Альянса потребовал увеличить оборонные расходы до четырех процентов. Эта инициатива стала очередным камнем преткновения между членами Альянса. Далеко не все готовы увеличивать свои расходы. Расширение НАТО позволит укрепить организацию. С присоединением Грузии у блока появятся новые задачи, новые вызовы и новые проблемы.
Второй причиной, по которой генсек НАТО заявил о готовности принять Грузию в Альянс, является продолжающееся геополитическое противостояние с Россией. Начиная с 2014 года отношения между РФ и НАТО резко обострились, и в данный момент нет предпосылок для их улучшения. Учитывая кризис на Украине и войну в Сирии.
В Закавказье же существуют как минимум два затяжных конфликта. Между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах и у Грузии с Абхазией и Южной Осетией. Заявление о вступлении Грузии в НАТО можно рассматривать в качестве возможной подготовки к усилению напряженности в Закавказье.
Для России обещание принять Грузию в НАТО порождает очевидные угрозы безопасности. В российском МИДе уже назвали дальнейшее углубление сотрудничества Грузии и НАТО угрозой безопасности в Закавказье.
После присоединения Грузии к России императором Александром I в 1801 году и ряда успешных войн с Турцией в XIX веке страна являлась зоной влияния России, контроль над которой обеспечивал безопасность от угроз из Турции и Ирана. После развала Союза территория Грузии, в частности Панкисское ущелье, использовалась для подготовки чеченских боевиков. Аналогичный сценарий может повториться при условии, если НАТО захочет дестабилизировать Северный Кавказ.
Приближение НАТО к российским границам станет серьезной угрозой положению России на Кавказе. В 2008 году Грузия самостоятельно попыталась захватить Южную Осетию и потерпела поражение. Но что если она повторит эту попытку уже в качестве члена НАТО? Угроза одному из членов Альянса автоматически означает подключение к конфликту всех стран НАТО. Это станет серьезной проблемой для России.
Такой сценарий тем более возможен, что вместе с заявлением о готовности принять Грузию в НАТО, генсек Альянса Столтенебрг заявил, что признает Абхазию и Южную Осетию грузинскими территориями.
Вступление Грузии в НАТО кажется вполне возможным. Руководство республики вне зависимости от своих политических взглядов все эти годы работало на вступление в Альянс. Население Грузии поддерживает этот курс. Руководство НАТО также готово принять страну в свои ряды и долгие годы проводит линию на поддержку атлантических устремлений Грузии.
Однако в этот процесс могут вмешаться политические факторы. Приближение НАТО к границам России всегда воспринималось российским руководством негативно. Сейчас же, на фоне резкого ухудшения отношений, подобный шаг практически наверняка приведет к возникновению еще одной точки напряженности в отношениях России и Запада, на этот раз в Закавказье. Готовы ли к этому в НАТО, пока не известно.
Пока существует только одна очевидная преграда на пути Грузии в Альянс — не урегулированные территориальные конфликты с Абхазией и Южной Осетией. В НАТО признают эти регионы территорией Грузии, но в самих республиках думают иначе. Есть три варианта решения этой проблемы. Присоединение мятежных территорий к Грузии силовым путем. Признание их независимости и отказ от претензий. И согласие НАТО принять Грузию в Альянс в виде исключения вместе с ее территориальными конфликтами.