16 марта протестующие, недовольные политикой президента Александра Вучича, забросали здание «Радио и телевидения Сербии» (RTS) яйцами и обклеили листовками, а затем ворвались в телецентр, потребовав доступ в прямой эфир. При этом они угрожали находившимся внутри людям бензопилой. Причиной стало нежелание руководства телекомпании приглашать лидеров оппозиции Бошко Обрадовича и Драгана Джиласа на политические шоу.
Демонстранты оккупировали все этажи и даже вылезли на крышу здания. При этом они успели повредить входную дверь, разбили окна, испортили стены и часть инвентаря, а также одно транспортное средство. Возобновить эфир RTS удалось примерно через четыре часа, когда полиция вывела протестующих на улицу.
Глава RTS Драган Буйошевич подчеркнул, что телеканал независим в определении редакционной политики. Однако, по его словам, участники акций решили самостоятельно определять его повестку, тем самым лишив свой протест легитимности.
Фото: Darko Vojinovic / AP
17 марта у президента Вучича была назначена пресс-конференция по поводу ситуации с RTS. На это время лидеры оппозиционного движения «Союз за Сербию», которое объединяет десяток партий, призвали своих сторонников оцепить резиденцию главы государства в Белграде. Протестующие прорвали оцепление полиции и подошли вплотную к зданию, встав живым кольцом и заблокировав выходы.
Собравшиеся скандировали «Вучич — вор!», требовали отставки всего высшего руководства и проведения свободных выборов. Из толпы также слышались выкрики «С ним покончено!» — под таким лозунгом в 2000-м свергли занимавшего тогда пост президента Сербии Слободана Милошевича. Сообщалось также, что Обрадович и «несколько других хулиганов» напали на сотрудников полиции неподалеку от здания и пытались наехать на грузовике на полицейских.
Демонстранты требовали от Вучича выйти и ответить им. Однако президент отказался менять свой рабочий график и покидать кабинет, а также выложил фото, на котором играет в шахматы с главой МВД Небойшей Стефановичем.
Через несколько часов основная масса демонстрантов отправилась к зданию МВД — требовать отпустить всех задержанных 16 марта. После этого сербский лидер покинул резиденцию под свист и оскорбительные выкрики из толпы — помахал представителям оппозиции рукой, пожелал «всего наилучшего» и уехал. Полиция же для разгона демонстрантов применила слезоточивый газ.
Как сообщил директор полиции Сербии Владимир Ребич, среди взятых под стражу девять человек нарушили закон об общественном порядке, а восемь — совершили преступления. При этом семь человек уже привлекли к административной ответственности: они получили 30 дней тюрьмы или штраф.
Ребич отдельно отметил, что шесть человек совершили насильственные действия во время публичных мероприятий. В частности, трое были задержаны за то, что проникли в здание RTS, били стекла и буйствовали, угрожая сотрудникам телецентра и полицейским, в том числе бензопилой.
Демонстранты после задержаний выставили стражам порядка ультиматум: освободить всех задержанных до 15:00. По словам Ребича, Сербия — правовое государство, в котором полиция не влияет на решения других органов, в том числе суда.
Он также сообщил, что за два дня протестов пострадали шесть сотрудников правоохранительных органов. Как указывается, полиция работала в тяжелых условиях, испытывая большое давление, нападения и оскорбления. При этом физическая сила применялась исключительно к наиболее агрессивным демонстрантам, чьи действия угрожали общественному порядку.
После штурма телецентра Вучич отказался общаться с руководством оппозиции. При этом он назвал лидера крайне правой партии «Двери» Бошко Обрадовича фашистом. Захват протестующими телецентра он объяснил тем, что лидеры оппозиции потеряли поддержку населения и пошли на крайние меры.
Позднее президент заявил, что участники акций имеют право выражать недовольство, однако они не должны применять насилие. «На улице можете делать что угодно, пока все спокойно, однако насилие я не позволю ни на секунду. Они должны это знать: если кто-то из них совершит насилие, мы сразу отреагируем», — отметил Вучич.
Сербский лидер также указал, что не боится людей, у которых нет четкой политической линии, и готов к возможным внеочередным выборам. Он выразил уверенность, что оппозиционеры не наберут необходимого количества голосов. «Разница настолько велика — это не разница в один-два процента. Я всегда получу 55 процентов, а может и больше. А они получат максимум 10-15, 16, 17 процентов — не больше», — сказал он.
Выступления против Александра Вучича начались после нападения на лидера движения «Левые сербы» Борко Стефановича. Группа неизвестных молодых людей избила его в ноябре. Противники власти уверены, что атаку спровоцировали слова главы государства, в которых он раскритиковал пострадавшего.
Оппозиция возложила на президента вину за нападение, а также обвинила его в возврате к авторитарному стилю правления, напоминающему эпоху Слободана Милошевича, которого обвиняли в совершении военных преступлений. Недовольные также утверждает, что Вучич возрождает национализм, контролирует основные СМИ, а его партия коррумпирована.