Согласно докладу о тенденциях в военных расходах Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), оборонный бюджет России в 2018 году составил 61,4 миллиарда долларов. По этому показателю страна в представленном рейтинге среди всех государств планеты впервые с 2006 года опустилась на шестое место. Однако у России по-прежнему сохранилась первая позиция в Восточной Европе (88 процентов от всех военных расходов в регионе).
В составленном шведскими экспертами докладе отмечается, что Россия в 2010-2015 годах увеличивала военные расходы на 4,9-16 процентов каждый год. Подобные расходы фактически уже с 2016 года стали снижаться, а формальный рост военных затрат на 7,2 процента, по сравнению с 2015 годом, в СИПРИ объяснили разовым погашением в том же году государственного долга перед военно-промышленными компаниями. Без таких выплат военный бюджет России в 2016 году, по сравнению с 2015 годом, сократился бы на 11 процентов. И именно по этой причине, отмечают в СИПРИ, военный бюджет в 2017 году, по сравнению с 2016 годом, снизился сразу на 19 процентов.
Падение России в рейтинге стало особенно заметно с 2016 года, когда Москву с третьей позиции вытеснил Эр-Рияд. Тогда же четвертое место, принадлежащее Франции, заняла Индия. В настоящее время Россия по оборонному бюджету пропускает вперед США (649 миллиардов долларов), Китай (250 миллиардов), Саудовскую Аравию (67,6 миллиарда), Индию (66,5 миллиарда) и Францию (63,8 миллиарда). На первую пятерку рейтинга приходится более 60 процентов таких общемировых затрат. Также в первую десятку рейтинга СИПРИ входят, уступая России, Великобритания, Германия, Япония и Южная Корея.
Согласно СИПРИ, на Вашингтон и Пекин приходится половина мировых военных расходов в 2018 году. Оборонный бюджет США вырос впервые с 2010 года, тогда как военные расходы Китая уверено растут все последние 24 года. По сравнению с 1994 годом оборонный бюджет Поднебесной вырос почти в десять раз, составив в 2018 году 14 процентов от общемировых расходов.
Суммарный расход всех стран мира на оборону в 2018 году составил 1,822 триллиона долларов, что на 76 процентов превышает показатель 1998 года, когда глобальные военные расходы достигли минимума после холодной войны. В 2018 году среднемировые расходы на оборону составили 2,1 процента глобального номинального валового внутреннего продукта (ВВП), что в пересчете на одного человека достигает 239 долларов.
По итогам 2018 года Россия на оборону потратила 3,9 процента национального ВВП. По этому показателю страна уступает Саудовской Аравии (8,8 процента), Оману (8,2 процента), Алжиру (5,3 процента), Кувейту (5,1 процента), Израилю (4,3 процента) и Пакистану (4,0 процента), находясь практически на одном уровне с Украиной (3,8 процента). Нельзя не отметить, что в 2009 году Москва на оборонный бюджет потратила также 3,9 процента ВВП.
Комментируя рейтинг СИПРИ, российские эксперты и политики отмечают, что Москва не собирается втягиваться в гонку вооружений. «Надо учитывать информационную гибридную войну, которую ведут сегодня против России. Они даже не задумываются над аргументами. Их волнует главный вопрос: надо в информационном пространстве линчевать РФ. Вот и сейчас получается, что расходы по всему миру на вооружение растут, Россия не является лидером, но это никого не волнует», — приводят РИА Новости заявление заведующего кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета Андрея Кошкина.
По мнению главы комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России Владимира Гутенева, пик гособоронзаказа был пройден в 2017 году, когда объемы затрат на оборону составили около 3,3 процента ВВП. «С тех пор мы видим достаточно существенное снижение. В 2018 году было 2,8 процента, в нынешнем году планируется 2,7 процента. Можно предположить, что траты в ближайшие годы будут от 2,5 до 2,6 процента ВВП», — сказал депутат.
По его словам, одновременно с сокращением военного бюджета Россия будет наращивать зарубежные заказы по военно-техническому сотрудничеству, общий портфель которых в настоящее время превышает 50 миллиардов долларов.
Согласно СИПРИ, основными мировыми экспортерами оружия в 2014-2018 годах стали США и Россия, следом за которыми идут Китай, Франция и Германия. На долю Москвы и Вашингтона приходится 57 процентов мировых продаж, тогда как первая пятерка лидеров заняла 75 процентов мирового рынка. Однако объем продаж российского оружия, по сравнению с аналогичными показателями за предыдущую пятилетку, снизился на 17 процентов. Причина этого связана с сокращением поставок техники в Индию, которая, оставаясь главным покупателем российского оружия, все больше интересуется западной, главным образом американской, техникой.
Jane’s полагает, что Россия в 2020 году уступит Франции второе место по экспорту вооружений. Согласно прогнозу агентства, в следующем году Париж продаст оружия на 6,96 миллиарда долларов, тогда как Москва — на 6,85 миллиарда. В России к подобным оценкам отнеслись негативно, полагая, что Франция, если и вырвется вперед России, то всего на один-два года (за счет поставок истребителей Rafale в Катар и Индию).
Нельзя не отметить, что большую часть средств от экспорта оружия Россия тратит на модернизацию собственных Вооруженных сил. По этой причине, например, приостановка сотрудничества с Дели по программе FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), предполагающей создание индийского истребителя пятого поколения, сделало непосильным серийное производство российских истребителей пятого поколения Су-57.
Доклад о тенденциях в военных расходах, составленный коллективом из пяти авторов СИПРИ, основывается на открытых данных Международного валютного фонда и собственной базы данных, также основанной на открытых источниках. Последние, в свою очередь, используют официальную информацию, которая далеко не всегда обязана соответствовать реальному положению вещей.
Например, перерасчет ВВП по паритету покупательной способности (ППС) в случае Китая покажет, что страна тратит на оборону более чем в два раза больше, чем показывают данные СИПРИ.
Аналогичное должно было бы иметь место для России, однако нельзя забывать, что ВВП по ППС совсем не учитывают данные о реальном качестве производимой страной продукции, являясь удобным инструментом для манипуляции статисткой. В частности, сыр, купленный во Франции, как правило, дороже российского, но может совсем не быть идентичным ему, а стоимость западной (не китайской) бытовой техники и электроники (тех же телефонов Apple) в России гораздо выше, чем в США.
Множество военных экспертов, политологов и экономистов неоднократно отмечали непрозрачность российского военного бюджета и неоднозначность представленных в международных отчетах данных. Как отмечает аналитик Павел Лузин, к 2017 году Россия «достигла пределов в своих военных расходах», в реальности по итогам 2016 года на оборонные затраты потратив 6,59 процента ВВП (84,6 миллиарда долларов).
В своих оценках аналитик считал суммарные оборонные расходы России по двум статьям федерального бюджета — «Национальная оборона» (56,3 миллиарда долларов) и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (28,3 миллиарда долларов). По мнению Лузина, «российская военная доктрина и стратегия национальной безопасности фактически приравнивают внешние и внутренние угрозы».
Согласно Лузину, в бюджете России на 2018 год по статье «Национальная оборона» предусматривались расходы в размере 2,77 триллиона рублей, а по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — 2,1 триллиона рублей, что в сумме составило более пяти процентов ВВП. Эта оценка поместила бы Россию сразу на третье место в рейтинге СИПРИ.