Культура
00:02, 16 мая 2019

Ностальгия по 90-м и хрупкие девушки Новая музыка, которую нельзя пропустить

Марина Погосян
1. Холли Херндон — PROTO

PROTO саунд-артистки из Сан-Франциско без вопросов можно причислить к наиболее странным и футуристичным релизам месяца, а может, и года. Для работы над ним Холли Херндон, недавно получившая докторскую степень по музыкальному искусству в Стэнфорде, использовала нейросеть Spawn, в разработке которой сама принимала участие. Желая примирить человеческие возможности и технологии, эксцентричная американка научила искусственный интеллект распознавать голоса настоящего хорового ансамбля и петь, а результаты экспериментов включила в свой третий альбом. Впечатления от прослушивания напоминают дегустацию сложного экзотического блюда с множеством неизвестных ингредиентов: понять, нравится или нет, достаточно трудно, но назвать это неинтересным язык не поворачивается. Полный скрипов, шумов и растянутых голосов, имитирующих сломанный кассетный плеер, сборник кажется чересчур многослойным и не слишком мелодичным, но элементы народных песен, вокальные партии самой Херндон и тот самый хор уравновешивают этот резкий и ломаный ансамбль. Местами в работе авангардистки чувствуются тревожные ноты, местами — обволакивающее умиротворение, но по итогу 13 композиций артистки воспринимаются не столько как музыкальное творение, сколько как философская рефлексия об отношениях людей и машин в век технологий.

2. Мак ДеМарко — Here Comes The Cowboy

Четвертый альбом забавного канадца в кепке и с щербинкой между зубов на первый взгляд мало отличается от его старых хитов, и это совершенно не расстраивает. На Here Comes The Cowboy есть все те же неспешные ритмы, расслабленный вайб и спокойная гитара, которые так хорошо работали на предыдущих трех полноформатниках инди-рокера. Музыка исполнителя по-прежнему звучит тепло, спокойно и, кажется, куда больше подходит не для толкучки в концертных клубах, а для ленивой прогулки по парку — пение птиц на фоне трека Preoccupied помогает окончательно растечься в этой летней сонной атмосфере. При этом трудно обвинить ДеМарко в инфантильности и нежелании взрослеть. Несмотря на то что в релизе есть дурашливые ковбойские песни типа Choo Choo и Hey Cowgirl, к сожалению, новые тексты канадца содержат гораздо больше меланхолии и усталости, чем рокерского задора.

3. Kedr Livanskiy — Your Need

Московский продюсер Яна Кедрина, к имени которой вот уже несколько лет неизменно прикрепляют ярлык «надежда русской электроники», выпустила второй альбом. Your Need получился более эклектичным и разножанровым, чем ее первая работа Ariadna, звучавшая как симбиоз техно-битов и песен группы «Пропаганда», но одновременно с этим и сильно упрощенным. Вместо стихотворений английского поэта Уильяма Блейка и мистических строк про русалок, природу и девичьи переживания — минимум текста, вместо невесомого электро-попа — эксперименты с дабом, хаусом и гэриджем, вместо лоу-файных аранжировок, в которых было особое таинственное очарование, — более четкие и жесткие ритмы. Постаравшись сделать что-то более разнородное и современное, проект Kedr Livanskiy стал тем редким случаем, когда попытка обогатить свою музыку и погрузиться в смежные жанры дала обратный эффект: свежий релиз не отображает того своеобразия, которое с 2015 года обеспечивало артистке места в лайн-апах крупных фестивалей от Melt до Primavera и хвалебные рецензии. Тем не менее интерес к творчеству Яны Кедриной не исчезнет, пока ей удается эксплуатировать ставшую модной ностальгию по 90-м и транслировать образ простой девчонки со столичных окраин.

4. Rhye — Spirit

Хрупкие оголенные девушки на обложках, нежный бархатистый вокал Майка Милоша и рассказы о любовных переживаниях стали главными отличительными чертами канадского проекта Rhye еще в 2013 году, после выхода их дебютной пластинки Woman. С тех пор артисты не особенно стремились исследовать новые форматы и смогли добиться признания, стабильно выпуская достаточно похожие, но чувственные и проникновенные треки. В этом плане отличие Spirit от любого другого релиза Rhye заключается в том, что на свежем EP музыканты решили отдать предпочтение фортепиано, тем самым упростив композиции. Такой аскетичный подход, отказ от инструментального разнообразия и электронных аранжировок нисколько не навредили альбому, наоборот — позволили в полной мере раскрыться голосу Милоша, на протяжении восьми треков перебирающего ошибки и неудачи в любви. Этот сентиментальный получасовой монолог одного из главных современных романтиков подходит к концу достаточно быстро, но оставляет светлую грусть и желание нажать repeat.

5. Джамила Вудс — LEGACY! LEGACY!

Второй сборник чикагской певицы, поэтессы и активистки вызывает уважение уже на уровне концепта, так как LEGACY! LEGACY! — это не просто альбом, а своеобразный трибьют великим. Каждая отдельная песня стала здесь данью памяти темнокожему культурному деятелю — от Мадди Уоттерса и Майлза Дэвиса до Жана-Мишеля Баскии и Бэтти Дэвис. Перебирая историю своих главных икон и вдохновителей, Джамила Вудс вместе с тем обращается к корням («Моя прапрабабушка родилась рабыней, она нашла освобождение перед могилой. Кто ты, чтобы говорить, как себя вести? Я пытаюсь простить, но не могу забыть») и превращает пластинку в некий политический манифест, призванный напоминать и обучать. Но даже если отбросить сильную концептуальную составляющую, LEGACY! LEGACY! по-прежнему остается красивым и современным соул-альбомом, в котором плотный инструментальный фон гармонирует с безупречным мощным голосом Вудс, а хип-хоп-фиты с Saba и theMIND разбавляют местами чересчур тягучее R&B-звучание.

< Назад в рубрику