Культура
00:07, 1 июня 2019

Главная музыка месяца Тайлер страдает, Виталик танцует, Америка горит

Марина Погосян
1. Tyler, The Creator — IGOR

Музыканту, чьей главной фишкой была агрессивная и техничная читка радикальных текстов, по всей видимости стало теcно в рамках того грубого рэпа, с которого все начиналось вместе с Odd Future. Альбом с названием, породившим множество шуток и мемов, оказался собран преимущественно из роботизированного соула, а голос самого Тайлера здесь больше напоминает сентиментального Фрэнка Оушена, чем героя старого альбома Goblin, 68 раз выкрикивавшего слово «сука» и показывавшего средний палец всем — от детей до копов. Лос-анджелесский хулиган внезапно сменил курс и превратился в романтика, терпеливо разбирающегося в сложных отношениях с мужчиной, который, как следует из текстов, не совсем настроен на взаимность и вообще увлечен женщиной. Казалось бы, что переход к местами чересчур приторным текстам («Мальчик, ты сладкий, как сахар») и практически каминг-аут могли напрочь похоронить рэпера, но нет — отправили на первую строчку чарта Billboard. При этом было бы совсем неправильно воспринимать Igor как сборник плаксивого соула, потому что за любовной лирикой по-прежнему кроется ломаный, сложный и нагроможденный продакшн с пазлом из разнообразных сэмплов, пробираться через который иногда становится не так уж просто. Пусть в столь резком концептуальном повороте многие увидели творческий кризис, свежий альбом является ровно противоположным — заявлением о том, что призывавший к бунтам и расстрелам Тайлер теперь готов поговорить о личном.

2. Муся Тотибадзе — «Мальчик»

После того как Муся Тотибадзе выпустила «Танцуй, Виталик!» — пестрый клип с нелепыми танцами и смешными прическами под кричащее диско, в комментариях начали срочно требовать еще, а за пределами интернета под песню молодой исполнительницы принялись энергично отплясывать посетители уже закрывшегося «Симачева». От этого выстрела до полноценной пластинки прошло три года, и если очарованные энергичной артисткой с пышной копной огненных волос слушатели надеялись на все тот же градус праздника и веселья, то они, вероятно, останутся довольны, потому что дебютник, на котором пять из семи песен написаны самой Тотибадзе, по настроению получился столь же взрывным и летним, что и упомянутый трек «Танцуй, Виталик!» На фоне простых диско-поп-песен эффектно выбилась последняя композиция «Море» — плавное и лиричное окончание 26-минутного релиза, который если и можно назвать попсой, то совершенно нестыдной. При этом релиз «Мальчик» звучит как нечто, созданное лет пять назад: если ставить его в один ряд с современной актуальной музыкой, он кажется либо недостаточно прямым, простым и лоу-файным (как, например, Гречка), либо недостаточно замороченным (как Иван Дорн). Но этим и цепляет.

3. The National — I Am Easy to Find

Альбом I Am Easy To Find, на первый взгляд, вполне отвечает сложившейся за два десятилетия концепции группы: это все тот же сдержанный и интеллигентный рок с неизменным налетом легкой тоски, сдобренный оркестровым аккомпанементом и, конечно же, ровным баритоном Мэтта Бернингера — вокалиста, чей размеренный голос неизменно создает атмосферу уютной дружеской беседы в баре за стаканом виски. Впрочем, на новой работе The National заметно отходят от этой интимности в сторону вокального размаха и затмевают фронтмена целой плеядой сильных приглашенных исполнительниц, включая Шэрон Ван Эттен и Лизу Ханниган. Внезапно такое вторжение в камерный мир, который Бернингер кропотливо вырисовывал в течение предыдущих семи пластинок, высасывает жизнь из альбома, очевидно задуманного как наиболее глубокая и лиричная работа группы. И хотя отдельные треки здесь вполне могут посоревноваться со старыми хитами, на часовом хронометраже они размазываются и окончательно меркнут — гораздо больше впечатлений оставляет выпущенный вместе с альбомом получасовой черно-белый фильм, в котором Алисия Викандер под меланхоличные новые песни The National проживает нелегкий путь от колыбели и до могилы. И хотя сами музыканты просят не воспринимать свежий альбом как саундтрек к кино, I Am Easy To Find вышел именно таким — фоновым, легким и быстро выветривающимся из памяти.

4. Flying Lotus — FLAMAGRA

Американский продюсер Стивен Эллисон славится регулярностью в вопросе выпуска новых релизов, но шестому альбому предшествовал пятилетний перерыв, после которого Flying Lotus вернулся с 67-минутной работой из 27 треков, демонстрирующей богатые возможности хип-хопа и смежных течений. Пластинка FLAMAGRA стала не только иллюстрацией разнообразия современных трендов, но и прямым указанием на самых ярких и модных представителей жанра. На этой музыкальной витрине появились и мрачный обласканный критиками рэпер Denzel Curry, и соул-пионерка Соланж, и чиллвейв-экспериментатор Toro y Moi, и мастер жизнерадостного фанка Anderson .Paak. Собрав актуальных музыкантов в один сборник, Flying Lotus воздержался от соблазна покрыть их треки плотным слоем психоделичного джаза и абстрактной электроники (привычных для него самого) и дал возможность сохранить индивидуальность. Не менее интересно прозвучал и мистичный сторителлинг от Дэвида Линча, который кажется незаменимой деталью в альбоме, вдохновленном, по словам Эллисона, образом охваченного пламенем Лос-Анджелеса. А кто более таинственно и пугающе может предупредить о надвигающемся на город огне, если не сам Линч? Как ни удивительно, внушительная продолжительность и нагромождение звездных гостей не навредили альбому артиста, который не побоялся задвинуть себя на второй план. После вдумчивого погружения в FLAMAGRA становится понятно, что каждая деталь здесь не случайна, а короткие и ломаные треки самого Fly Lo служат не фоном, а крепким фундаментом.

5. Стив Лэйси — Apollo XXI

У вундеркинда из Калифорнии Стива Лэйси на руках есть все карты, чтобы внести свое имя в список главных прорывов года. Он уже успел запомниться в качестве вокалиста и гитариста в группе The Internet, создал нескольких хитов при помощи одного лишь айфона и спродюсировал треки для таких титанов, как Кендрик Ламар, Мак Миллер, J Cole и Vampire Weekend. Все вышеперечисленное звучит как послужной список опытного и профессионального музыканта, только вот Лэйси совсем недавно отметил свой 21-й день рождения. Еще с 16 лет погрузившийся в среду громких артистов, он успел впитать разные стили и выдать все усвоенное на Apollo XXI. Не пытаясь сохранить верность ни одному из жанров, он авантюрно замиксовал ленивый инди-рок (в котором многие углядели подражание Маку Миллеру), хип-хоп, фанк и даже инструментальные композиции. В девятиминутной песне Like me он вслед за Тайлером признался в своей бисексуальности, а также поиграл со структурой трека, который неоднократно обрывается и меняет тональность, перетягивая на себя внимание и выбивая баланс из альбома. В итоге Apollo XXI получился качественной и с душой проделанной работой, которая не может похвастаться ни одним цепляющим и застревающим в голове хитом, а сам Лэйси на своем дебютнике выглядит как школьник, пытающийся подражать друзьям-старшеклассникам, но пока не определившийся, к какой именно банде ему стоит примкнуть.

< Назад в рубрику