Культура
00:05, 17 июня 2019

Главная музыка месяца Бытовые радости, природные катаклизмы и все еще великая Мадонна

Марина Погосян
1. Мадонна — Madame X

Пусть в 2019 году Мадонна уже не входит в число главных трендсеттеров, но списывать бессменную поп-королеву со счетов пока еще совсем рано: после почти 40 лет в индустрии она по-прежнему безупречно считывает новые веяния, не сторонится острых тем и, как бы это ни привычно звучало в отношении Мадонны, продолжает удивлять. Все это доказано и показано на Madame Х — смелом, современном и многогранном альбоме, в котором национальная экзотика сталкивается с бескомпромиссной политикой, ню-диско — с танцевальными латинскими ритмами, а сдобренный автотюном голос певицы перерастает в чистый растянутый вокал. В свежем релизе Мадонны можно обнаружить много песен, которые точно понравятся любителям позитивного и бесхитростного попа, особенно испаноязычного, но вместе с тем там находится место для мрачных и серьезных вещей типа трека Killers Who Are Partying Lyrics, в котором Мадонна заявляет, что готова быть бедной, если бедных будут унижать, и готова быть гомосексуалисткой, если гомосексуалистов будут сжигать. На этом диапазон ее возможностей не заканчивается: на Madame X есть рэп от Swae Lee, нотки регги от Quavo и кокетливый синти-поп в стиле 2000-х в исполнении самой певицы. Важно, что эта пестрота не вызывает ощущения, что Мадонна запуталась в многообразии стилей и не видит дальнейший вектор развития, а наоборот демонстрирует, что большая артистка способна снова и снова переступать через границы привычного.

2. Антоха МС — «Про меня»

Сборник «Про меня» — это рассказы про отдых на печи, посадку огурцов, любовь к сладостям из «Вкусвилла» и уважение к простому честному труду. Если не знать, что автор этих песен — любимец хипстеров и один из самых ярких российских музыкантов последних лет Антоха МС, то вполне можно предположить, что половина фраз в текстах альбома могла прозвучать из уст простого деревенского дедушки. Как бы то ни было, добродушный и оптимистичный гражданин, мечтающий «накупить продуктов на целый месяц и накопить на бричку», — это далеко не новое амплуа Антохи МС, а тот образ, который он формирует на протяжении всей карьеры. На новом релизе эта нарочитая инфантильность и дружелюбие достигают своего апогея и превращаются в качества, скорее, раздражающие, чем вызывающие эмпатию, а сама концепция, которую использует Антоха МС, здесь уже кажется не естественным состоянием артиста, а четко продуманным маркетинговым ходом. Это ощущение усиливается и от скитов, в которых неизвестная женщина сообщает слушателям, что главными задачами лирического героя являются ведение хозяйства, семейное счастье и пропитание, и от однообразности музыкального фона, и от стремления самого Антохи МС топтаться в узком круге бытовых проблем и говорить народными поговорками. Пока другие исполнители стараются стать сложнее, моднее и непонятнее, обычный парень из Орехово-Борисово намеренно двигается в противоположную сторону и комментирует свой альбом не менее просто: «Ничего особенного». К сожалению, в этой оценке он оказывается прав.

3. Plaid — Polymer

Фраза «широко известен в узких кругах» отлично подходит для описания британского дуэта Plaid. Ветераны IDM собираются 27 июня отыграть концерт в московском клубе «16 тонн», а также выпускают уже десятый альбом, по-прежнему оставаясь в стороне от глобальной популярности и уступая место другим гигантам жанра — Джону Хопкинсу, Boards of Canada и Aphex Twin. В свежей работе электронщики, взявшие свой псевдоним от названия клетчатой ткани, нити которой создают разноцветные рисунки, играют с настроением слушателя, миксуя тревожную электронику с медитативными мотивами. Такие перепады вполне вписываются в общую идею юбилейного релиза, вдохновленного проблемами окружающей среды, — природа, как и музыка Plaid, может быть мрачной и грозной, в момент превращаясь в солнечную и умиротворяющую. Безусловно, на фоне старых эйфоричных мелодий Polymer местами звучит резче и тяжелее, но именно такого накала и не хватало немного легкомысленному творчеству Plaid.

4. RSAC, ELLA — «ФЕЛЛА»

Если рассматривать «ФЕЛЛА» в контексте всего творчества группы RSAC, то естественным образом возникает вопрос: как получилось, что музыканты, еще несколько лет назад провозгласившие, что любовь — это лишь пятичасовой секс под спидами, стали выпускать сентиментальные треки о девичьих переживаниях, не пренебрегая строками про пустоту внутри и желание раствориться в чужих глазах? Ответ кроется где-то в 2018-м году — именно тогда группа выпустила лиричную пластинку «Голые факты», а создатель коллектива Феликс Бондарев назвал ее первой серьезной работой и признался, что ранние песни воспринимались как хулиганские и идиотские, а теперь мятеж уступил место романтике. И хотя речь идет о романтике, выраженной в максимально простой и банальной форме, стоит признать, что музыкантам необходимо обладать определенной смелостью, чтобы совершить такой кардинальный поворот. Кажется, во время прослушивания «ФЕЛЛА» стоит напрочь абстрагироваться от старых работ RSAC, чтобы целиком проникнуться неспешным ритмом записи и нежным голосом вокалистки. Только тогда станет понятно, что новый альбом — это достаточно качественный, душевный и приятный поп, позволивший группе завоевать новую аудиторию и слегка расстроить старую.

5. Джордан Ракей — Origin

Третий полноформатный альбом австралийца Джордана Ракея получился нервозным по смыслу, но теплым и насыщенным по звучанию. В то время как безупречный голос исполнителя формировал идеальную синергию с использованными в пластинке элементами нео-соула и даже джаза, в текстах музыкант неустанно задавался вопросами поиска себя и смысла в происходящем вокруг. И если такой конфликт формы и смысла оказался в данном случае на пользу и позволил избежать приторности, то нежелание Ракея переключать скорости на протяжении 11 треков сделало работу чересчур однообразной. Темп записи меняется лишь под конец, когда звучат треки Speak и Mantra, а весь альбом на удивление легко слушается и быстро забывается, чего нельзя сказать о многих других представителях легендарного лейбла Ninja Tune. Сам Ракей утверждает, что стремился к подобной простоте намеренно, но, возможно, ему стоит быть аккуратнее: работая в таком направлении, он рискует перейти из рядов самобытных соул-исполнителей типа Jesse Boykins III и Gabriel Garzón-Montano в многочисленные ряды меланхоличных поп-певцов.

< Назад в рубрику