В настоящее время Якутск — единственный из сотни крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного выхода на федеральную дорожную сеть. Всему виной река Лена. Она делит регион на две части, становясь весной и осенью непреодолимым препятствием для большинства жителей региона. Из-за чего 600 тысяч жителей Якутии, проживающих на левом берегу реки, не имеют выходов на федеральные трассы «Лена», «Колыма» и Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, по которым можно добраться до соседних регионов.
В остальное время года ситуация чуть лучше. Летом раз в час ходит паром (кроме периодов, когда Лена мелеет), зимой машины едут прямо по льду.
Появление автомобильного моста через Лену позволит ежегодно экономить на северном завозе не менее четырех миллиардов рублей.
Планируется, что автомобильный и железнодорожный мосты объединят федеральную автомобильную дорогу «Вилюй» с автодорогами «Лена» и «Колыма». Завершить проект при наличии финансирования планируется к 2025 году. Ожидается, что его протяженность составит 3,1 километра, еще 10,9 километра будут занимать подходы к мосту от автомобильных трасс.
«Коммерсантъ» в ноябре 2019 года сообщал о письме, которое глава республики Айсен Николаев направил президенту РФ. В нем Николаев просил выделить из федерального бюджета 47,8 миллиарда, еще 6,4 миллиарда, по его словам, покроет региональный бюджет, а 28,6 миллиарда — частный инвестор. Источники издания рассказали, что Путин поставил на письме резолюцию «Ситуация созрела до реализации». Также президент поручил правительству внести соответствующее предложение.
Еще в 80-х утверждался проект Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, и тогда планировалось, что ее сдадут в эксплуатацию в 1995 году вместе с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом через Лену. Однако после развала СССР темпы строительства серьезно замедлились, и полностью железную дорогу достроили только к 2018 году, а строительство моста и вовсе отложили по причине дороговизны.
Другие проблемы, на которые указывали специалисты, — условия вечной мерзлоты, высокая сейсмичность (там происходят толчки до семи баллов) и периодические ледовые заторы на реке.
Вопрос строительства моста неоднократно поднимался в 2010-х, но дело сдвинулось с мертвой точки только в 2019 году.
Концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через Лену подписано с консорциумом госкорпорации «Ростех» и группой «ВИС». Как сообщает ТАСС, подписание состоялось в Москве 13 февраля.
«Точный размер капитальных затрат будет определен по итогам проектирования и прохождения федеральной государственной экспертизы. Внебюджетные средства могут составить порядка 30 миллиардов рублей», — говорится в совместном сообщении «Ростеха», группы «ВИС» и правительства Якутии.
12 февраля в центре Якутска прошли одиночные пикеты против строительства моста. Местные жители, которые вышли на акцию, считают, что условия строительства невыгодны Якутии, испытывающей серьезные финансовые трудности (дефицит бюджета республики в 2019 году — 3,2 миллиарда рублей).
«Там много пунктов, вплоть до того, что застройщик не несет ответственности, что не достроил или плохо построил, — заявил депутат от КПРФ Нюргун Данилов. — Они прописали все пути отхода, начиная от плохих грунтовых покрытий и возможных последствий паводка».