Россия
10:03, 22 декабря 2021

Поликлиника в кармане. Современные технологии сделали медицинское обслуживание максимально комфортным

Современные технологии сделали медицинское обслуживание максимально комфортным
1. Интернет в помощь

Современные технологии в московских поликлиниках почти искоренили некогда популярное «мне только спросить». Система, построенная на практических плюсах для пациентов и снизившая в разы нагрузку на медперсонал, создала комфортное пространство внутри амбулаторного обслуживания. Теперь попасть к врачу можно, сделав пару кликов мышкой или заглянув на бегу в мобильное приложение. Не приходится брать штурмом кабинет, прорываться через очередь, чтобы после такого визита к врачу консультация невролога казалась необходимостью. Если раньше для прикрепления к поликлинике нужно было в рабочий день идти туда с паспортом и писать заявление, то теперь все делается за 10 минут, не выходя из дома. За последние пять лет количество пользователей, которые записываются к врачу онлайн, ежегодно увеличивается на 10 и более процентов. В этом году показатель достиг рекордных 75 процентов. Чаще всего москвичи пользуются мобильными приложениями «ЕМИАС.ИНФО», «Госуслуги Москвы», а также порталом mos.ru. Для тех, кто только осваивает онлайн-услуги, сохраняется возможность записи по телефону или при личном визите в поликлинику.

2. Доступ к медкартам 24/7

Система здравоохранения Москвы может полностью отказаться от ведения бумажных медицинских карт пациентов, в приоритете — электронные. Они есть уже у миллионов жителей столицы, просматривать их можно на своем компьютере или в мобильном телефоне. Сейчас идет оцифровка тысяч бумажных томов с историями здоровья маленьких пациентов в детских поликлиниках столицы. Треть всех детских поликлиник города уже полностью перешли на новый формат. В дальнейшем электронная медицинская карта станет незаменимой на любом из этапов получения качественной и своевременной медицинской помощи гражданами. Все просто: в одном месте будет собрана вся информация о здоровье пациента. Это обеспечит преемственность на всех этапах амбулаторного и стационарного лечения. Заглянув в электронную медкарту, врач любой специализации из любого медучреждения сможет изучить историю болезни пациента, оценить выполненную диагностику, назначения и противопоказания. Электронная медкарта сэкономит такой важный ресурс как время — врачам не нужно будет дублировать всю информацию о приеме на бумаге. Пациенты в свою очередь могут получить доступ к своим медицинским документам и к медкартам членов своей семьи в любой момент — 24 часа в сутки.

При этом не придется объяснять на пальцах, какое лечение, например, проводилось ребенку в прошлом году, какие прививки сделаны, на какие лекарства у него аллергия. Получить доступ к своей электронной медицинской карте можно на портале mos.ru через стандартную или полную учетную запись. Если заявка поступит от москвича со стандартной учетной записью, доступ предоставят в течение пяти рабочих дней, при наличии полной учетной записи — в день подачи заявки.

3. Знакомьтесь, чат-бот!

Первыми начали осваивать мессенджеры в качестве дополнительных каналов связи с клиентами банки. Сегодня эта технология интегрирована и с сервисами единой цифровой платформой московского здравоохранения. Несмотря на пандемию коронавируса, Москва продолжила реализацию планов по комплексной модернизации системы здравоохранения.

Инновационные проекты в этой сфере обещают максимально упростить обращение за медицинской помощью и сделать весь процесс более клиентоориентированным. Одна из новинок — чат-бот на основе искусственного интеллекта. Он обеспечивает автоматическое общение виртуального помощника с пользователем. Чат-бот спрашивает москвичей о самочувствии и основных жалобах на здоровье перед приемом терапевта, ЛОРа, гинеголога в женских консультациях, педиатра в детских поликлиниках.

Работает эта система просто: необходимо перейти по ссылке из СМС-сообщения или пуш-уведомления, которое придет накануне приема. Пользователь вручную в свободной форме указывает свои жалобы, а затем дает ответы на последовательно задаваемые чат-ботом вопросы, конкретизируя симптомы и информацию по своему состоянию. При этом каждый последующий вопрос зависит от ответа на предыдущий. Полученная информация передается в ЕМИАС и фиксируется в протоколе осмотра предстоящего приема.

4. Диагноз от ИИ

От мысли, что искусственный интеллект будет ставить диагноз или выписывать рецепт, немного не по себе. Однако это скорее сюжет фантастического фильма, а не реальное положение дел. Технологии действительно помогают сделать обращение в поликлинику комфортнее для пациентов и облегчают ежедневную работу врачей. Стремление сократить рутинные процессы и высвободить время для общения является основным при внедрении технологических новшеств. Так, например, осенью 2020 года во всех взрослых поликлиниках Москвы заработала система поддержки принятия врачебных решений. Свои диагнозы, в постановке которых участвовал искусственный интеллект, получили уже более 2,6 млн пациентов. Но это не значит, что ИИ может заменить врача. Искусственный интеллект лишь помощник, предлагающий три наиболее вероятных диагноза пациента на основе его жалоб. Врач может выбрать один из предложенных ему предварительных диагнозов либо поставить собственный.

Система поддержки принятия врачебных решений похожа на справочник, который открыт на нужной странице. В течение года эту технологию совершенствовали, и сейчас ее точность составляет 68 процентов. Также система предлагает врачу готовые пакетные назначения, в которых сформированы направления на все диагностические исследования и дополнительные консультации. Это позволяет врачу тратить в 10 раз меньше времени на назначения.

5. Технологии перехватят рутину

Сервисы по вводу данных с помощью голоса и компьютерному зрению также значительно облегчают врачебные будни. Например, данные описания снимков медики могут вводить с помощью голоса, что дополнительно экономит более 20 процентов времени по сравнению с заполнением результатов вручную. Благодаря цифровым сервисам среднее время получения заключения составляет 6,5 минуты, а в экстренных ситуациях лечащий врач получает протокол рентгенолога уже через пять минут после исследования. В анализе изображений врачам помогает компьютерное зрение и искусственный интеллект. Алгоритмы отмечают области возможных патологий цветовыми подсказками и ранжируют медицинские снимки по степени вероятности патологии. Сейчас искусственный интеллект помогает распознавать признаки COVID-19, рака легкого, рака молочной железы, остеопороза, различных патологий легких, сердечно-сосудистых патологий, а еще по пяти направлениям идет тестирование новых алгоритмов.

6. Цифровизацией по COVID-19

Цифровые технологии в области здравоохранения в период распространения коронавирусной инфекции стали настоящим спасением. Они значительно облегчили реализацию стратегии борьбы с пандемией. В Москве и ранее задумывались о внедрении цифровых сервисов при медобслуживании населения. Однако эти планы пришлось ускорить, оглядываясь на новые требования пандемийного периода. За два года столичная система здравоохранения внедрила почти 160 передовых решений, которые применяются для борьбы с распространением коронавируса. Так, в городе была создана единая цифровая платформа ведения пациентов, которая позволила взять под контроль распространение COVID-19. На руку в этих обстоятельствах сыграл высокий уровень проникновения информационных технологий в Москве, достигнутый до пандемии.

В итоге новая платформа позволила добиться персонифицированного ведения каждого пациента на всех этапах, преемственности и непрерывности в лечении в режиме онлайн, включения в работу не только медицинских организаций, но и немедицинских служб. Менее чем за месяц в Москве был создан единый лабораторный сервис, объединивший городские, частные и федеральные медучреждения. Это позволило иметь актуальную базу всех столичных жителей с подтвержденной инфекцией. В системе ЕМИАС планируется создать единые регистры пациентов по профилю их заболеваний, что позволит наладить лечение и дальнейшее наблюдение больных. Алгоритмы компьютерного зрения, облачная платформа, объединяющая пациентов, врачей, медицинские организации, технологии, помогающие адаптировать жизнь горожан во время пандемии, стали результатом поиска новых подходов по сдерживанию коронавирусной инфекции.

< Назад в рубрику