Все больше россиян занимаются благотворительностью. Кому они помогают и что ими движет?
1. Зачем нужна благотворительность?
Очень просто — чтобы помогать. По всему миру в нее вовлечено больше 4 миллиардов людей (72 процента взрослого населения Земли ежегодно помогают незнакомым людям). В России 71 процент граждан хотя бы раз принимали участие в благотворительной деятельности. А регулярно делает это каждый десятый россиянин. Неудивительно, что у людей решивших посвятить себя помощи есть даже свой ежегодный праздник.
Международный День благотворительности отмечается 5 сентября
Это еще одна возможность напомнить, что каждый способен оказать посильную помощь другим.
А нужна она очень многим. Сейчас в России около 7,6 миллиона детей нуждаются в социальной поддержке, а 435 тысяч остались без родителей. Еще в стране живет 10,9 миллиона человек с инвалидностью и 1,1 миллиона — с диагностированной ВИЧ-инфекцией. В приютах живут тысячи бездомных животных. Социальных проблем в мире много, и не все под силу решить за счет государственного бюджета.
2. Хорошо. А мне какая от этого польза?
Благотворительность меняет качество жизни не только нуждающихся, но и тех, кто им помогает. Люди, регулярно делающие пожертвования, чувствуют себя счастливее тех, у кого отчисления на благотворительность не входят в перечень обязательных расходов. Положительный эффект от добрых дел ученые сравнивают с приемом пищи, занятиями спортом или объятиями. Дело в том, что мозг расценивает такую активность как удовольствие. Именно поэтому благотворители менее склонны к депрессии.
Помощь нуждающимся снижает уровень повседневного стресса и делает жизнь приятнее. Кроме того, ученые утверждают, что альтруисты чаще других становятся долгожителями.
Занятие благотворительностью выгодно не только людям, но и бизнесу. Для компаний это способ заявить о своих ценностях и решить сразу несколько задач.
Стимулировать продажи. Люди более охотно покупают товары или услуги, если знают, что так они помогут другим. К примеру, предложить купить конкретный товар, часть дохода от продажи которого пойдет на благотворительность.
Расширить аудиторию. Социальные и благотворительные проекты могут привлечь новых клиентов.
Повысить лояльность клиентов. Можно создать немонетарную программу лояльности — передавать кэшбек в благотворительные фонды или дарить подарки клиентам, сделавшим пожертвования.
Благотворительность — это способ сделать мир вокруг чуточку лучше.
3. Что подталкивает людей помогать другим?
В последние годы все больше россиян говорят о том, что считают благотворительность своим долгом. Для многих участие в благотворительных акциях, адресная помощь или регулярные пожертвования стали привычной частью жизни.
Для занятия благотворительностью могут быть самые разные причины. Часто случается, что человек на личном опыте сталкивается с проблемами, а пройдя трудный путь и решив их, начинает помогать людям с похожей проблемой. Зачастую именно так вовлекаются в благотворительность родственники больных.
Другие делают пожертвования из искреннего желания помогать или в поисках общественного одобрения. И ни одну из этих причин нельзя назвать неправильной.
По данным ВЦИОМ, главный для россиян мотив участвовать в благотворительности — это шанс повлиять на ситуацию (57 процентов). Среди популярных также оказались стремление наполнить свою жизнь смыслом (22 процентов) и получить одобрение окружающих (55 процентов). При этом 37 процентов россиян признались, что помогают, потому что верят в возвращение добра.
4. Кому и как я могу помочь?
Помогать можно с решением частных или глобальных проблем. Условно благотворительность включает в себя несколько категорий:
защита животных — помощь приютам для животных, волонтерам, фондам дикой природы;
помощь детям — сиротам, инвалидам, тяжелобольным, пострадавшим от насилия, образовательные инициативы;
помощь в сфере здравоохранения — лекарственное обеспечение тяжелобольных пациентов, работа с интернатами и отделениями паллиативной помощи, больными ВИЧ, наркозависимыми, донорство крови и ее компонентов;
экологические инициативы — борьба с вредными выбросами, сохранение исчезающих видов растений, переработка мусора, осознанное потребление.
Например, самая популярная категория помощи на «СберВместе» — это дети. Средний чек на платформе составляет 600 рублей на адресную помощь и 400 — на рекуррентную. Вид благотворительности и формат пожертвований каждый человек выбирает, ориентируясь на свои желания и возможности. Но легче всего направить посильное пожертвование в организацию, которая занимается сбором средств на решение выбранной проблемы. Фонды работают с тысячами подопечных и точно знают, кому нужна помощь. Они сотрудничают со специалистами и умеют правильно распределять средства. Можно выбрать конкретную историю, а можно настроить рекуррентные платежи. Есть и другие механики: можно перечислять бонусы и баллы, заработанные в программах лояльности — многие компании вводят такие механики и конвертируют заработанный клиентами кешбэк в рубли на добрые дела; можно перечислять процент с ежемесячного дохода по вкладу.
Как можно помогать деньгами?
Надежный и простой способ — открыть вклад в банке с регулярными отчислениями на благотворительность. Такая возможность есть у клиентов Сбербанка. В СберВкладе доступна опция «Настроить переводы фондам» — ее можно подключить самостоятельно в мобильном приложении СберБанк Онлайн.
Держатель вклада сам решает, сколько отдавать на благотворительность и кто получит деньги. Сбер сотрудничает с несколькими крупными фондами — Фонд Константина Хабенского, «Хрупкие люди», «Старость в радость», «Ника», «Второе дыхание» и другими.
Отчисления на благотворительность повлияют на условия по вкладу — их будут списывать автоматически каждый месяц при начислении процентов на сбережения. А клиент будет регулярно получать вместе с данными о капитализации отчет о переведенных в фонд средствах.
«Благотворительная платформа СберВместе существует с 2016 года. Изначально ее создавали как уникальный сервис, аналогов которому не было в РФ, для привлечения рекуррентных (регулярных) пожертвований в пользу фондов. Клиент выбирал направление — дети, взрослые, культура или природа, и его платеж равномерно делился между всеми НКО, попадающими в эту категорию. Вскоре оказалось, что современный благотворитель не готов один раз настроить платеж и больше эмоционально не вовлекаться в процесс — адресная помощь была и остается приоритетом у наших клиентов. Поэтому в 2018 году был создан второй вариант платформы, ориентированный на адресную помощь. В 2021 году команда разработки внедрила новый клиентский путь, позволивший объединить два способа пожертвования — адресное и рекуррентное. Сейчас клиентам банка доступны все способы пожертвования на нашей платформе», — поделилась Елена Шлегель.
5. А вдруг меня обманут, и деньги попадут в карман мошенников. Как их распознать?
Риск столкнуться с обманом есть в соцсетях. Там регулярно появляются посты о сборах средств на лечение больных детей или другие благие цели. Бывает, что авторы таких публикаций действительно нуждаются в помощи и принимают средства на свои карты, но немало случаев, когда за ними стоят аферисты. Впрочем, их уже давно научились распознавать.
Как вычислить мошенника, притворяющегося благотворителем
Сборщик средств отказывается представиться. Если речь идет об организации, то она должна дать полное название, ссылку на сайт, копии уставных документов и контакты ответственных лиц. Когда о помощи просит человек, он обязан назвать полное имя (ФИО) и удостоверяющие личность документы.
Не принимает ничего, кроме денег. Мошенникам не нужны вещи, продукты, лекарства, контакты специалистов или профильных организаций.
Отказывается показать счет в банке. Он должен быть открыт на имя просителя или благотворительной организации. Вместо этого деньги просят переводить по номеру телефона или на электронный кошелек.
Не может объяснить, как и на что будут потрачены средства.
Не предоставляет отчеты о расходах.
Насторожить также должно отсутствие у фонда информации о государственной регистрации и годовых отчетах на сайте Минюста. Или вообще может оказаться, что организация коммерческая, а не благотворительная.
Если собирают наличные деньги, то для пожертвований должны быть организованы закрытые и опломбированные ящики с узнаваемой символикой благотворительной организации и печатями — это единственный законный способ. Вскрыть такие коробки могут только специальные комиссии, составив акт. А вот давать милостыню на улице или в транспорте точно не стоит — обычно это аферисты.
Как обманывают мошенники
Самая популярная схема — посты в соцсетях. Злоумышленники могут создавать отдельные страницы, аккаунты или группы от имени волонтеров, фондов, передержек или приютов. Встречаются даже полные копии существующих организаций — на них обычно указывают контакты для связи, но намеренно скрывают адрес. При этом псевдоволонтеры будут активно отвечать на сообщения и высылать фотографии по запросу.
Другая распространенная схема — фишинг. Злоумышленники создают подставные сайты фондов и присылают пользователям письма от имени организаций. Люди переходят по ссылке, а у них крадут персональную информацию — платежные данные карты, логин и пароль от сайта или мобильного приложения.
Подробный гайд о том, как не стать жертвой аферистов и помогать безопасно, читайте на «Сберегаем вместе».
6. Кому можно доверять?
Как уже было сказано ранее, надежнее всего обращаться в некоммерческие организации (НКО). Заявки в фонды всегда проверяют компетентные специалисты, а пожертвованные деньги уходят только на оказание помощи. Благотворительные организации из опыта знают, сколько средств можно собрать и за какие сроки, поэтому подбирают оптимальные по цене и качеству способы решения проблем. А если закончатся деньги или изменится ситуация, могут рассчитывать на регулярных благотворителей.
Важно, что перечисленные деньги не направляются напрямую людям во избежание нецелевого расходования. Сначала НКО смотрит и проверяет документы нуждающегося в помощи — это может быть медицинское заключение или направление от врача. Только после этого организация оплачивает лечение в проверенной клинике или закупает необходимые лекарства в аптеке. Деньги поступают сразу в больницы или другие нужные учреждения, а значит, не могут быть потрачены на сомнительные препараты или попасть мошенникам.
Фонды стараются сделать свою работу максимально прозрачной и регулярно публикуют отчеты, чтобы каждый видел, на что именно пошло его пожертвование. Кроме того, если помощь нуждающимся была оказана официально через НКО, благотворитель может вернуть себе часть средств из госбюджета, оформив налоговый вычет.
Полный список зарегистрированных НКО России есть на сайте Министерства юстиции. Но начинающему спонсору лучше обратиться в навигатор Русфонда — он удобнее, и там можно подобрать организацию по направлению деятельности, а также оценить объемы сборов. Свой рейтинг НКО составляет и группа Raex — в нем более 600 фондов, которые можно отсортировать по принципам прозрачности их работы, признанию обществом и масштабам деятельности. На платформе СберВместе сегодня представлены 276 НКО. Критерии отбора предельно строгие: каждый фонд тщательно проверяется, прежде чем его добавят на платформу, а по итогам расходования средств фонд обязан предоставить отчет.
7. Я готов помогать другим. Когда можно начать?
Как можно раньше. Для этого не нужно иметь много денег или специальные навыки. Главное — захотеть попробовать и выбрать подходящий для себя вид деятельности. Если пока нет готовности стать волонтером, можно делать денежные пожертвования — даже небольшие суммы, но лучше, чтобы они были регулярными.
При этом помощь не должна быть чем-то сложным, ее можно легко встроить в повседневную жизнь. А еще добрые дела можно комбинировать — например, оформить подписку на пожертвования в НКО и периодически заниматься донорством крови или включаться в волонтерские активности. В благотворительности нет четких правил — все должно быть искренне, просто и понятно.
8. Я сделал доброе дело. Нужно ли о нем знать остальным?
Некоторые убеждены, что афишировать добрые дела не стоит, чтобы другие не увидели корыстного умысла. Но говорить об этом не должно быть стыдно — особенно в контексте благотворительности. Чем больше людей узнает о деятельности фонда, тем выше вероятность, что они тоже захотят помочь. А значит, увеличатся шансы сделать мир лучше, изменить или спасти чью-то жизнь.
От рассказа доноров о своих пожертвованиях выигрывают не только конкретные люди, но и вся сфера медицины.
Не стоит молчать об участии в благотворительности и публичным людям. Поклонники видят в артистах, известных спортсменах или политиках авторитет и доверяют их выбору. А если знаменитости не скрывают добрых дел, то вдохновляют и других людей поступать так же.
Большинство людей настолько погружены в свои дела, что могут даже не задумываться о благотворительности. А если у них и возникают такие мысли, то начать делать добрые дела мешают стереотипы — например, о том, что для пожертвований обязательно нужно быть богатым.
Один из самых простых и эффективных способов вовлечь потенциальных благотворителей — разговаривать. В том числе рассказывать, что сумма пожертвований не важна. Даже маленькие поступления, особенно если они регулярные, в силах изменить чью-то жизнь. Так, на 100 рублей можно купить килограмм корма и подарить 3-4 сытых дня собаке средних размеров, а примерно в 200 рублей обойдется горячий обед для одного из подопечных фонда помощи бездомным и малоимущим.
Очень хорошо на привлечение пожертвователей работают истории успеха. Важно делиться, как удалось излечить ребенка от болезни, скольким собакам удалось найти новый дом, как много лекарств или оборудования получилось закупить в больницы. У людей есть потребность быть причастными к чему-то хорошему. Поэтому стоит вдохновлять их на общие достижения, а не давить на жалость.
Еще можно привязывать благотворительные акции к знаменательным датам (к 1 сентября или к Новому году), создавать новые праздники (например, «Щедрый вторник» за пять лет начали отмечать в 100 странах), развивать волонтерский фандрайзинг (когда человек не просто пользуется каким-то событием для сбора денег, а придумывает разные активности) или организовывать благотворительные забеги.