Шутинги в школах остаются одной из главных проблем США, где подобные инциденты происходят почти ежедневно. Конфликты между учениками и обострение отношений с учителями все чаще заканчиваются применением огнестрельного оружия, которое при желании может достать даже подросток. Американские политики продолжают спорить о причинах происходящего: виновата ли в этом вторая поправка к Конституции США, гарантирующая право на ношение оружия, или все дело в психологических проблемах молодежи. В отсутствие консенсуса предлагаются самые разные, зачастую противоположные пути решения проблемы. Почему США переживают эпидемию школьных шутингов, как на эту проблему реагирует общество и что предлагает для ее решения администрация Дональда Трампа — в материале цикла «Ленты.ру» о современных проблемах США.
В последние годы количество случаев стрельбы в американских школах стабильно растет. Во время пандемии, когда учебные заведения были закрыты, ситуация временно улучшилась, но вскоре вновь обострилась.
Случаи со стрельбой в учебных заведениях фиксировались почти каждый день. По итогам года пострадали около 250 человек.
Инциденты зафиксированы во всех штатах. Наибольшее их количество — в густонаселенных Техасе и Калифорнии. Однако по числу пострадавших на душу населения лидируют Кентукки, Алабама и Луизиана и Мэриленд.
Шутинги в школах — лишь часть более масштабной проблемы использования оружия в США. Все чаще приходят сообщения о стрельбе на улицах, в супермаркетах, церквях и синагогах. В первой половине 2023 года было зафиксировано более 400 таких случаев — это абсолютный рекорд.
Особенно тревожит то, что чаще всего пострадавшими становятся дети. Еще в 2020 году количество смертей среди несовершеннолетних от огнестрельного оружия превзошло число погибших в ДТП и стало основной причиной смерти среди детей и подростков.
Многие эксперты считают, что корень проблемы — в гарантированном Конституцией США праве на ношение оружия.
Первоначально поправка относилась к ополчению, но с 2008 года из-за решения Верховного суда США трактуется как право любого гражданина.
По данным на 2017 год, на 100 американцев приходилось 120 единиц гражданского огнестрельного оружия — это мировой рекорд.
Ключевую роль играют и психологические проблемы, особенно среди подростков. Криминалист Джоэл Капеллан отмечал, что многие стрелки видят в шутинге громкий способ уйти из жизни, даже если физически выживают.
Как правило, шутинги в школах совершают ученики или недавние выпускники, решившие отомстить школе, учителям или одноклассникам. Их объединяет одиночество, отсутствие поддержки со стороны семьи и окружения, а также неблагополучные бытовые условия.
Будущие стрелки часто интересуются темными темами, изучают случаи прошлых шутингов. По наблюдениям Джоэла Капеллана, скрыть такие интересы почти невозможно.
Они часто намекают на свои намерения в соцсетях или личных беседах, что дает возможность предотвратить трагедию — если на это своевременно обратить внимание.
Шутинги стали одной из причин массового увольнения учителей. Согласно опросу Национальной ассоциации образования, более 60 процентов педагогов обеспокоены риском стрельбы в школе.
Учителя вынуждены выполнять роли психологов и социальных работников, что приводит к профессиональному выгоранию и кадровому дефициту.
Американские дети становятся не только жертвами, но и участниками преступлений. В 2022 году подросток из Лос-Анджелеса застрелил рэпера. Несовершеннолетние также грабят, угоняют машины и нападают на сверстников.
Причинами называют плохую дисциплину в семье и школах. Как отмечает бывший командир отдела по расследованию нераскрытых дел полиции Нью-Йорка в Бронксе Джозеф Джакалоне: «Родители ни о чем не заботятся. Школы ни о чем не заботятся. Тогда за дело берется полиция».
Дополнительный фактор — отсутствие жестких наказаний. В Нью-Йорке, где возраст уголовной ответственности повышен до 18 лет, преступность среди подростков только растет.
Общество осознает масштаб проблемы. Студенты организуют движения — например, «Марш за наши жизни».
Организация пытается обратиться напрямую к властям городов и штатов, указать им, что проблема шутингов приобрела массовый характер и может затронуть каждого.
Шутинги становятся поводом для ожесточенных политических споров. Демократы и их избиратели (в основном жители крупных городов, а также представители этнических меньшинств) выступают за ограничения: запрет штурмового оружия, создание федеральной базы продаж, ужесточение контроля.
Республиканцы и их избиратели (белые американцы из сельской местности), напротив, считают, что доступ к оружию должен быть проще, а самозащита — свободнее. Многие предлагают вооружить учителей.
После прихода к власти демократов в 2021 году в США активизировались инициативы по ограничению оборота оружия. При Билле Клинтоне подобный запрет уже вводился, но срок его действия истек в 2004 году.
Однако даже когда демократы контролировали обе палаты Конгресса, они не смогли набрать нужного большинства голосов для реформ.
Тем не менее Джо Байден пытался апеллировать к обеим партиям: «Независимо от того, демократы мы или республиканцы, мы все хотим, чтобы наши семьи были в безопасности (…). Мы все хотим, чтобы наши дети имели возможность учиться, читать и писать, а не прятаться в классе».
Итогом стало ограниченное ужесточение правил: усиление проверок для покупателей до 21 года, поддержка психиатрии и повышение безопасности в школах.
Более серьезные меры приняты не были.
Во время избирательной кампании Дональд Трамп дважды становился мишенью для стрелков. Также произошел шутинг в школе Джорджии, что сделало тему актуальной в ходе избирательной гонки.
Однако Дональд Трамп продолжает выступать за свободное ношение оружия и обещает отменить ограничения своего предшественника на посту президента. Он связывает проблему не с оружием, а с психическим здоровьем учеников.
Его союзник и вице-президент Джей Ди Вэнс, который не скрывает, что сам является владельцем огнестрельного оружия и намерен бороться за это право для американцев, также призывает сосредоточиться на охране школ.
Проблема шутингов в школах не станет приоритетом для администрации Дональда Трампа, сказал в разговоре с «Лентой.ру» политтехнолог и политический аналитик, автор Telegram-канала Campaign Insider Павел Дубравский. По его словам, для президента эта тема актуальна только во время трагических инцидентов, но вскоре после них внимание к проблеме угасает.
Кроме того, у президента отсутствуют готовые решения проблемы, но это оправдано тем, что он не может напрямую влиять на ситуацию — это прерогатива штатов.
Однако финансирование мер безопасности — уже дело федерального центра. Здесь часто и зарыт корень проблем, добавил Павел Дубравский.