В воскресенье, 18 мая, в Польше завершился подсчет голосов первого тура президентских выборов. Победителями стали мэр Варшавы Рафал Тшасковский, представляющий правящую партию «Гражданская платформа», и глава Института национальной памяти Кароль Навроцкий, которого поддерживает оппозиционная партия «Право и справедливость». Однако неожиданно высокие результаты показали и радикально правые кандидаты, выступающие с ультраконсервативных и резко антиукраинских позиций. Один из фаворитов гонки, критиковавший Украину в прошлом, теперь намерен побороться за поддержку националистов во втором туре. Что он готов пообещать избирателям в отношении Украины и украинцев, как может измениться жизнь миллионов беженцев, проживающих в Польше, и почему поляки кардинально изменили свое отношение к конфликту на востоке за последние три года — разбиралась «Лента.ру».
После подсчета 99 процентов протоколов во второй тур выходят два кандидата — представитель проевропейской партии «Гражданская платформа», мэр Варшавы Рафал Тшасковский и поддержанный консерваторами из «Права и справедливости» (ПиС) глава Института национальной памяти Кароль Навроцкий. Они набрали 31,2 и 29,7 процента голосов соответственно.
Ровно через две недели, 1 июня, состоится второй тур, в котором польским избирателям предстоит выбрать между Тшасковским и Навроцким. В связи с этим оба кандидата стремятся заручиться поддержкой политических сил, представители которых не прошли во второй тур.
В первую очередь речь идет о двух кандидатах от ультраконсервативной и евроскептической Конфедерации свободы и независимости — это Славомир Ментцен и Гжегож Браун, занявшие третье и четвертое места и суммарно получившие 21,3 процента голосов.
Это стало рекордным результатом для ультраправых. На последних парламентских выборах в 2023 году за них проголосовали лишь 7,16 процента избирателей.
Шансы получить поддержку Конфедерации свободы и независимости, а значит и выиграть выборы, есть, судя по всему, только у Навроцкого. Обе партии объединяет антимиграционная и умеренно-религиозная повестка, неприятие прав ЛГБТ и жесткая критика Украины.
Украинская тема стала одной из ключевых в кампании перед первым туром выборов.
Сразу после начала боевых действий на территории Польши обосновалось около миллиона украинских беженцев. Три года спустя польское государство по-прежнему предоставляет им пособия, временное жилье и другие формы социальной поддержки.
Примечательно, что оба кандидата, несмотря на антироссийскую позицию и намерение продолжать поставки Украине оружия, выступают за сокращение или даже отмену помощи украинским беженцам.
Кроме того, Кароль Навроцкий резко критикует «бандеровскую идеологию» и позицию украинских властей по поводу преступлений украинских националистов во время Второй мировой войны. Речь, в частности, о Волынской резне, которую сейм Польши признал геноцидом еще в 2016 году.
При этом и Рафал Тшасковский, кандидат, ориентированный на общеевропейский мейнстрим, накануне выборов тоже отметился резкими антиукраинскими высказываниями.
По данным социологической компании ARC Rynek i Opinia, за последний год доля поляков, негативно относящихся к украинцам, выросла с 27 до 30 процентов. Доля симпатизирующих, напротив, снизилась с 25 до 23 процентов.
Согласно исследованию центра CBOS, только половина поляков сегодня согласны с идеей продолжать принимать украинских беженцев; это на семь процентов меньше, чем в январе 2025 года. В 2022 году против приема украинцев выступали лишь 20 процентов поляков.
Многие поляки опасаются, что сотни тысяч беженцев останутся в стране даже после завершения боевых действий. По данным The Economist, лишь 43 процента украинцев, находящихся в странах Европы, планируют вернуться на родину.
По мнению политолога Артема Барынкина, доцента факультета международных отношений СПбГУ, рост популярности ультраправых объясняется усталостью поляков от мейнстримных партий и разочарованием в проукраинской позиции правящей элиты.
Эксперт прогнозирует победу Кароля Навроцкого во втором туре. Его умеренно-консервативная повестка и антимиграционная риторика куда более близки сторонникам Конфедерации свободы и независимости, чем либеральная программа Тшасковского.