Президент Украины Владимир Зеленский впервые публично раскрыл детали проекта мирного соглашения, который обсуждается на переговорах. Часть условий заметно отличается от первоначальных требований России, а по ряду ключевых пунктов позиции сторон остаются диаметрально противоположными. При этом текущая версия документа не устраивает ни одного из участников процесса. По каким вопросам переговоры зашли в тупик и почему на Украине решили рассказать о них именно сейчас — разбиралась «Лента.ру».
По словам Владимира Зеленского, утром в среду, 24 декабря, секретарь Совета национальной безопасности и обороны Рустем Умеров и начальник Генерального штаба Андрей Гнатов завершили переговоры с американской делегацией и представили ему отчет об изменениях в проекте мирного урегулирования.
Как утверждает украинская сторона, обновленный вариант мирного плана включает 20 пунктов.
По словам Владимира Зеленского, как минимум по двум ключевым пунктам компромисс между Россией и Украиной пока не найден.
Украина по-прежнему не готова выводить войска с Донбасса, на чем настаивает Россия. США, в свою очередь, пытаются склонить стороны к компромиссному варианту — объявить эту территорию свободной экономической зоной под контролем России.
При этом Владимир Зеленский подчеркнул, если Украине все же придется пойти на такой шаг, власти обязаны провести референдум перед выводом войск из региона.
Еще один предмет разногласий — статус Запорожской АЭС. Украина настаивает на передаче станции в совместное управление с США. Американская сторона, в свою очередь, предлагает создать трехсторонний формат управления с участием России.
Кроме того, Владимир Зеленский впервые за долгое время подробно высказался о возможной трансформации мобилизационной политики и сроках проведения выборов. По его словам, после подписания мирного соглашения мобилизацию могут либо отменить, либо перевести в частичный формат.
При этом военное положение отменять сразу не планируется — оно сохранится еще на несколько месяцев. В этих условиях провести парламентские и местные выборы «быстро не удастся».
Украинское издание «Страна.ua» обращает внимание, что такие заявления противоречат самому мирному плану, где одним из пунктов зафиксировано обязательство провести выборы как можно скорее после окончания боевых действий.
Журналисты также отмечают, что обещания США предоставить жесткие гарантии безопасности пока не убедили украинскую сторону пойти на территориальные уступки. По их оценке, власти готовы использовать тему гарантий в политическом и имиджевом плане, но не рассматривают ее как достаточное основание для серьезных компромиссов.
24 декабря заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил, что Россия и США совершили «большое движение вперед» в вопросах мирного урегулирования.
При этом он подчеркнул, что это не означает готовность подписать обсуждаемую версию соглашения в ближайшее время.
Формулировки о нахождении «на пороге» или «на грани» урегулирования дипломат назвал относительными.
Как отметил в разговоре с «Лентой.ру» президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг», политолог Евгений Минченко, заявления Владимира Зеленского о мирном плане носят декларативный характер и отражают скорее позицию украинской власти, чем реальную переговорную основу.
Ключевой вопрос первопричин конфликта, по его словам, по-прежнему остается за рамками обсуждения.
Схожей точки зрения придерживается и политолог-американист, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Алексей Наумов. По его оценке, Владимир Зеленский стремится убедить союзников, что украинская версия мирного плана является «подлинным компромиссом», якобы выработанным при поддержке США.
При этом, подчеркивает эксперт, Россия очевидно не разделяет такую оценку, в том числе с учетом текущей ситуации на поле боя.
Кроме того, отмечает эксперт, украинская сторона пытается обойти ключевые требования России, предлагая размытые и формально нейтральные формулировки. В качестве примера он приводит положения о «борьбе с расизмом» и «уроках толерантности» в школьных программах.