Главное
19:40, 6 ноября 2009

Какого черта? О странных происшествиях на Черноморском флоте

К новостям из Крыма о мелких происшествиях, связанных с Черноморским флотом, все уже, наверное, привыкли. Но на уходящей неделе в Севастополе произошло сразу два действительно крупных ЧП.

Сначала директор СБУ Валентин Наливайченко рассказал, что за последние дни бдительные жители города нашли и передали в его ведомство с десяток секретных документов ЧФ. Затем украинские СМИ сообщили о самоубийстве одного из офицеров флота - капитан-лейтенант морской пехоты, находясь на боевом дежурстве, пустил себе пулю в висок из табельного Макарова.

Пресс-служба ВМФ России по поводу произошедшего молчит. Пресс-служба Черноморского флота от комментариев отказывается. И, пожалуй, правильно делает. Ведь если диалог начнется, военно-морское начальство может нарваться на ряд не очень приятных вопросов. Самый очевидный из них: какого черта там у вас вообще происходит?

Мелких происшествий, вроде поимки банды матросов-контрактников, грабивших людей, даже касаться не хочется. Речь о другом.

В последнее время я все больше утверждаюсь во мнении, что СБУ знает о любых передвижениях подразделений ЧФ лучше, чем командование самого флота. Местные гаишники едва ли не каждую неделю откровенно издеваются над моряками, останавливая колонны военных грузов и транспорты с личным составом. При этом у украинцев всегда точная информация о том, кто, что и куда везет.

Ну и "апофигей": дошло уже до того, что СБУ заявляет о секретных документах ЧФ, найденных в кабаках, а о самоубийстве на российском флоте сообщают СМИ, близкие украинским госструктурам.

Повторю вопрос: какого черта?

Пока пресс-службы ВМФ и ЧФ выдумывают наименее чреватые оргвыводами отговорки, попробую дать свой ответ.

В последнее время все выглядит так, что Черноморский флот, почти полностью базирующийся на территории иностранного, как ни крути, государства, низведен до положения мотострелкового полка где-нибудь под Рязанью. Такое ощущение, что ни ВМФ, ни Минобороны не понимает, что при реформировании ЧФ надо учитывать его специфический статус.

В первую очередь, это касается сокращений: в частях и на кораблях Черноморского флота они идут с той же интенсивностью, и с тем же наплевательским отношением к уволенным в запас, что и в России. Например, застрелившийся капитан-лейтенант ранее служил в Гидрографической службе. Фактически был научным сотрудником. В ходе реорганизации ЧФ он волшебным образом попал в морскую пехоту, где нравы и служба несколько отличаются от академической среды.

Не выдержал. Правда, у него был и другой путь - рапорт об увольнении по собственному желанию, и - на улицу. Но там другая напасть.

В Севастополе свежеиспеченный безработный, обладающий важной информацией о флоте и озлобленный на его руководство, тут же попадает в гостеприимные объятия украинских спецслужб.

СБУ может помочь в решении финансовых, бытовых или юридических проблем человеку, который "забудет" в кафе служебные документы или расскажет о том, что и куда везет колонна грузовиков флота.

Естественно, такую сволочь украинским разведчикам еще поискать надо: из русского моряка очень непросто слепить патриота Украины. Но в условиях массовых сокращений, когда работа и жилье достаются далеко не всем, задача СБУ упрощается.

Чтобы люди не стрелялись, документы не терялись, а секретность соблюдалась, человек, увольняемый из вооруженных сил, должен быть не просто доволен, а прямо-таки счастлив тем, как о нем позаботилось Минобороны. И для Севастополя - города фактически иностранного - это особенно актуально. Но пока все наоборот.

Кстати, зачем нужны эти увольнения именно на ЧФ - тоже непонятно. Ведь в истории современной России только Черноморский флот принимал участие в реальных боевых действиях - в 2008 году против Грузии. И с тех пор отношения с этой страной у России заметно не улучшились. С той же Украиной морская граница не определена, а отношения с Киевом также оставляют желать лучшего.

Да и любимый властями "Южный поток" пойдет по дну Черного моря.

P.S. Уже после публикации этого текста некий источник в силовых структурах рассказал РИА Новости, что ЧФ никаких документов не терял. Выходит, либо СБУ нагло врет, заявляя о передаче флоту бумаг, либо флотское руководство оказалось неспособно даже проверку толком провести. Будем ждать продолжения истории.