О том, нужна ли нам "первая зимняя Олимпиада в истории России", можно спорить до хрипоты, но уже незачем. Вопрос решен, и Олимпиада в Сочи состоится. Самое время, однако, обсудить другое: насколько у организаторов получается донести мысль о необходимости проведения зимнего праздника, так сказать, до народа.
"Игры, которые мы заслужили вместе с тобой..." - кажется, именно так поется в гимне сочинской Олимпиады. Просто и непринужденно в этой песне, из которой, как известно, слов не выкинешь, все люди в России поделены на две неравные категории - те кто эту Олимпиаду заслужил (к ним относится местоимение "мы" в данной строчке), и те, кто как бы помогал это делать (местоимение "тобой"). Несмотря на то, что "мы" стоит тут во множественном числе, а все подразумеваемые "ты" - в единственном, последних будет все-таки побольше. Именно для них, по идее, и должна быть развернута рекламная кампания.
Однако пока с Олимпиадой у пропагандистов получается не лучше, чем с "Евровидением", которое тоже было непонятно кому нужно. Время идет, а какой-нибудь домохозяйке из Челябинска так никто и не объяснил, зачем, пока ее близкие из-за кризиса потуже затягивают пояса, где-то там на черноморском курорте, отдохнуть на котором не может себе позволить ни один россиянин среднего достатка, строятся дорогостоящие спортивные объекты. Ладно еще, если домохозяйке больше сорока и она помнит московскую Олимпиаду и связанные с ней чувства праздника и гордости. Наконец, улетающего Мишку. Тогда и новая Олимпиада, глядишь, возьмет ностальгией. А если домохозяйка сильно моложе?
В оргкомитете люди сидят неглупые и суть проблемы, похоже, понимают. Вероятно, именно их потугам охватить описанную категорию провинциальных домохозяйств мы обязаны новым олимпийским логотипом (скрытый - и непристойный - смысл которого уже детально разобрали все, кто только мог). Последним шагом в битве за народный респект стали новые рекламные ролики, попавшие на все федеральные телеканалы.
В этих роликах Владимир Познер под приятную музыку зачитывает текст, начинающийся словами: "Мы - люди крайностей". Еще там встречаются фразы про то, что "у нас не получится обыкновенно" и что "мы проводим зимнюю Олимпиаду там, куда ездим отдыхать летом". Все это сопровождается замечательным видеорядом - девочка у классной доски, Новый год, пляжи, горные склоны и так далее - в общем, все, чем можно гордиться простому россиянину в его раскинувшейся на 11 часовых поясов (быть может, пока) стране.
Разумеется, нет никакого тайного смысла в том, что авторы роликов выбрали подобную форму для продвижения своего бренда. И не более чем совпадение - тот факт, что ровно так же начинается популярная у обсуждаемой возрастной группы передача "Наша Раша". В ней тоже мужской голос (правда, чуть менее проникновенный, чем у Познера) под приятную музыку перечисляет зрителю причины, по которым он должен гордиться своей страной. Благодаря этой передаче мы знаем, например, что мужья тех самых челябинских домохозяек, о которых речь шла выше, "настолько суровы, что не пользуются сотовыми телефонами, а, залезая на крышу, просто перекрикиваются друг с другом".
Сходство в данном случае, кстати, наблюдается не только по форме, но и по содержанию - в обоих видеофрагментах эксплуатируется тема нашей богатой и разнообразной природы. В этом смысле суровые челябинские мужики ничуть не отличаются от абстрактных россиян, которые "трудно зарабатывают на Севере, но легко тратят на Юге".
А что? Стратегия продвижения олимпийского бренда выбрана правильная. Темы "ниже пояса" охвачены уже упоминавшимся скрытым в написании "Сочи 2014" смыслом, а аллюзии к "Нашей Раше" прекрасно завершат начатое. Думаю, ближе к началу Олимпиады подтянутся и другие атрибуты: спортивные костюмы с олимпийскими эмблемами (ну не пиджаки же, право, выпускать?), кепки, официальные олимпийские семечки (тыквенные, вероятно, поскольку они белые), а также реальные олимпийские мобилы (а к последним наши сотовые операторы и специальные тарифы подгонят). Вот и получится у нас замечательная народная Олимпиада. Так и непонятно для чего она нужна, но зато гордость за нашу полную крайностей страну переполняет.
P.S. Если кто не понял, то автору идея проведения Олимпиады непременно в России кажется тщеславной и бессмысленной затеей. Но, возможно, это просто потому, что он не любит спорт.