Главное
16:59, 21 января 2010

Новая форма жизни Российское чиновничество переходит на новую эволюционную ступень

О том, что российские чиновники - создания совершенно удивительные, известно было давно. В свое время Салтыков-Щедрин так описывал внутреннее строение головы одного из них, Диментия Варламовича Брудастого:

В голове градоначальника, в одном углу, помещался органчик, могущий исполнять две музыкальные пьесы: "Разорю!" и "Не потерплю!". Но в дороге голова отсырела и нуждалась в починке.

Так что мы давно уже перестали удивляться, когда, скажем, министр образования заявляет, что университеты необходимо снести к чертовой матери, а на их месте понастроить ПТУ экстра-класса, потому что в стране ощущается острая нехватка квалифицированных спичечных дел мастеров. Это нормально, это в его компетенции. Однако на этой неделе поводом для удивления послужила история совершенно иного рода.

В минувший понедельник стало известно, что в охотничьих угодьях на берегу Байкала потерялся вице-губернатор Иркутской области Юрий Гуртовой. Памятуя о том, что некоторые наши чиновники - любители пострелять по горным козлам с вертолетов - в своей страсти к охоте порой переходят роковую черту, все встревожились. Но тут, слава богу, обошлось - и животные не пострадали, и вице-губернатор нашелся. Но история эта, тем не менее, необыкновенная.

И дело даже не в том, что вице-губернатор потерялся каким-то странным образом - мол, вышел из лесничества, задумался и забрел в тайгу, а когда спохватился, то понял, что заблудился и не знает, как вернуться обратно. У меня, например, один знакомый после корпоративной вечеринки в состоянии подобной задумчивости в летних ботинках по 20-градусному морозу мистическим образом перенесся от станции метро Октябрьская в район Южного Бутова, причем сам совершенно не помнил как.

Так что не это меня удивило, нет. А вот каково же было мое изумление, когда я узнал, что вице-губернатор без передышки ходил по зимнему лесу двое суток, благодаря чему и выжил. И это при том, что у спасателей были все основания предполагать, что пожилого Гуртового будут искать в тайге не один месяц. Однако факт остается фактом: за 48 часов 62-летний вице-губернатор на пару с собакой (кстати, у него с собой было еще и ружье, правда, патроны к нему он в задумчивости своей забыл в лесничестве) отмахал 30 километров, что, говорят, по силам лишь очень тренированному молодому спортсмену.

Разумеется, после такого настоящих российских патриотов охватывает гордость за наших вице-губернаторов, которые способны зимой в тайге выживать сутками напролет, а люди, ненавидящие Родину всей душой, начинают отпускать комментарии, что, мол, если б он так трудился, как отдыхает, то не было бы на земле края прекрасней Иркутской области. Однако меня в данном случае озаботил совершенно иной вопрос, касающийся главной загадки российской жизни - чиновничьего аппарата.

Как мне кажется, перед нами совершенно уникальное явление, важное для всего человечества. Фактически мы с вами, дорогие друзья, присутствуем при рождении совершенно нового вида людей - следующей эволюционной ступени после уже устаревшего Homo Sapiens. Главной отличительной особенностью этих существ, которых я предлагаю назвать Homo Inexterminabilis (Человек неистребимый), станет способность функционировать в среде, губительной для других организмов. Ну, например, они смогут бродить сутками по тайге, пережить ядерную войну и сохранить рассудок после селекторного совещания с Владимиром Владимировичем Путиным.

Самое интересное, что тенденции к формированию Homo Inexterminabilis отмечал еще все тот же Салтыков-Щедрин. Его Диментий Варламович Брудастый, например, мог полноценно отправлять свои административные обязанности в то время, пока голова его, отделенная от тела, покоилась на столе. Это, разумеется, художественное преувеличение, однако общая идея абсолютно верная. Удивительно, что эволюционные идеи знаменитого русского писателя никем ранее не были оценены по достоинству.

Единственное, что портит настроение от данного научного открытия - это наша с вами незавидная судьба. Ведь мы, устаревший вид, начнем потихоньку отмирать (этот процесс, кстати, уже начался). И хорошо еще, если в будущем сложится общество, аналогичное описанному Уэллсом в "Машине времени", где отвратительные морлоки и замечательные элои поделили мир на верхний и нижний и старались по возможности не пересекаться. Однако я опасаюсь худшего - наш народ, будучи слишком примитивным для противостояния чиновничьему аппарату, окончательно отомрет. И тогда Homo Inexterminabilis ждет путешествие через космические пространства в поисках подходящей для управления жизни. И за будущее внеземных цивилизаций становится, дорогие друзья, как-то боязно.