Главное
16:58, 14 апреля 2010

Град Земной Екатеринбург превращается в антиклерикальную столицу России

Урал - край мятежных страстей. По одну сторону хребта, в Перми, возводят новую культурную столицу России, а писатель Алексей Иванов (автор "Золота бунта" и "Географ глобус пропил") отчаянно с этим проектом борется, пропагандируя (не без помощи Леонида Парфенова) свою теорию "Уральской матрицы". А по другую сторону, в Екатеринбурге, в небывало открытой и откровенной схватке сошлись две непримиримые общественности - православная и антиклерикальная.

Повод для скандала - планы Екатеринбургской епархии и губернских властей воссоздать в центре города Екатерининский собор, некогда главный храм епархии, разрушенный большевиками в 1930 году. На месте собора ныне разбита площадь Труда с памятником основателям Екатеринбурга Вилиму де Геннину и Василию Татищеву, фонтаном "Каменный цветок" и часовней 1998 года постройки. Планы воссоздания собора были озвучены в марте месяце, и антиклерикальная общественность (местные политики, деятели культуры и молодежь, которая любит кататься по площади Труда на скейтах) принялась протестовать. Стали готовить большой митинг в защиту площади. Накануне митинга архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в эфире православного телеканала "Союз" заявил по поводу этих антиклерикалов:

"Мы знаем, что Господь отметил тех людей, которые боролись против Церкви, отметил тем, что они имели большие, мягко говоря, проблемы в жизни. Большинство из людей, которые противились Богу, не скончались своей смертью. Мы знаем, что противиться Богу очень опасно для человека, потому что рано или поздно Господь пошлет ему вразумление. Мы должны понимать, что наказание Божие за противление Богу передается на протяжении семи поколений - люди будут мучиться, иметь неприятности в течение долгого времени. Сейчас нередко приходят люди и спрашивают: "За что? За что, Владыка, и сын скончался, и дочка себя так плохо стала вести. За что?" Но мы ведь с вами знаем, что творилось в годы лихолетья, что не закончилось еще бремя наказания Божиего за богоборчество, которое было в то время. И нас сейчас Господь вразумляет разными ситуациями в жизни, а мы не вразумились, не научились на горьком опыте и продолжаем быть богоборцами. Поэтому каждый что заслужит, то и получит".

Это по-уральски: грозно и незатейливо.

Митинг, тем не менее, состоялся. Информагентство URA.Ru, недвусмысленно поддерживающее противников строительства храма, живописует акцию в самых умильных тонах: "Митинг посетило около 6000 екатеринбуржцев... Люди шли целыми семьями, с детьми, с друзьями - и с улыбками на лицах... Успешные, спокойные, вдумчивые люди... Все напоминало большой городской праздник... От напряжения милиционеров не осталось и следа: они с удовольствием сами подписывались под обращением [за сохранение площади] и гуляли с шариками в руках..."

Это про ту самую антиклерикальную общественность. У общественности православной, само собой, совершенно другое видение ситуации: "Адепты антицерковного лобби нагло врут о "десяти тысячах" собравшихся на антицерковный митинг... Там около 400 человек, из которых половина - зеваки... На митинге были и откровенные подонки с плакатами "храм - в топку"... После антицерковной пакости, провокации каждый православный уралец должен выйти на улицу... продемонстрировать новому "союзу воинствующих безбожников", новым "юровским" и "свердловым", что на дворе - не ноябрь 1917-го, не 17 июля 1918 года, что на этот раз православный русский народ не отдаст безбожникам ни град Святой Екатерины, ни страну нашу!" Это все цитаты из ЖЖ Кирилла Фролова - представителя Союза православных граждан, главы Ассоциации православных экспертов, руководитель отдела Украины Института стран СНГ и прочая, и прочая. Об антиклерикальном митинге в Екатеринбурге он, москвич, судит по фотографиям, видеозаписям и сообщениям Екатеринбургской епархии.

На тех самых фотографиях, действительно, запечатлены девушка с плакатом "В топку храм, даешь ржавый кран!" (был убран по требованию милиции) и еще некоторое количество людей с антиклерикальной и атеистической наглядной агитацией разной степени политкорректности (от "Бога нет. Больше не волнуйтесь и наслаждайтесь жизнью" до "РПЦ-ОПС" [организованное преступное сообщество]).

Как бы там ни было, антиклерикальный митинг - явление в современной России крайне редкое и удивительное, особенно в свете последних тенденций во взаимоотношениях власти и церкви.

URA.Ru со ссылкой на источник, близкий к администрации Екатеринбурга, приписывает губернатору Мишарину, поддержавшему проект воссоздания Екатерининского собора, мотивацию в духе средневекового феодального князька: дескать, прежний губернатор Эдуард Россель построил Храм-на-Крови (на месте Ипатьевского дома, где в 1918 году были расстреляны Николай II и его семья, ныне канонизированные), мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий восстанавливает Большой Златоуст (построен в 1876 году, разрушен в 1930-м), надо и Мишарину построить что-нибудь богоугодное, да пограндиозней, чем у Росселя с Чернецким. Действительно ли свердловский губернатор так рассуждает - точно не знает, конечно, никто, кроме самого губернатора.

Итак, Екатеринбург сделал серьезную заявку на соискание звания антиклерикальной (вариант: богоборческой... да хоть горшком...) столицы России. Большая ли это честь для города - это, конечно, вопрос. Но вот пастырское увещевание архиепископа Викентия, обещавшего противникам воссоздания Екатерининского собора неприятности и муки до седьмого колена, - это круто. Грозить карами небесными неверующим - это ли не беспомощность?