Главное
17:48, 6 мая 2010

Чай, не вода Про русскую национальную идейку

Вы будете смеяться, но я придумал русскую национальную идею. Ну, то есть не идею, а так, идейку. Впрочем, не стоит недооценивать значение идеек: теория микротрендов нынче в почете.

Как это часто бывает с русскими путешественниками, национальная идея, или идейка, пришла мне в голову, когда я был на чужбине, издалека размышляя о судьбах Родины. Я сидел в кофейне в шведском городе Упсала и отдавал должное шведскому кофе. Шведы знают толк в хорошем кофе: он у них хорош, крепок и вкусен в любой, самой захудалой кафешке или гостинице.

Мне подумалось, что кофе - это как раз такая шведская национальная идейка. На первый взгляд, довольно нелепая: ну как может быть кофе национальным напитком в стране, в которой кофе не растет и которая никогда не была колониальной державой, как, скажем, Англия? И тем не менее: Швеция - образцовая и всемирно признанная кофейная держава. Да и в самом деле, в тоскливом шведском климате без кофе загнешься.

А у нас есть чай. Он даже растет немножко в Краснодарском крае. Самовар - один из главных символов России. Чай с лимоном во всем мире называют русским чаем. Заваривание чая в два этапа (приготовление заварки и последующее разбавление ее кипятком) - тоже наше ноу-хау. Чай с вареньем, чай с медом, чай с мятой, с душицей и с чабрецом (мой любимый), чай с листьями смородины... Краснорожие купцы и купчихи, хлебающие чай из блюдца, и чеховские дачники, интеллигентно попивающие его из стаканов в серебряных подстаканниках... Словом, это огромная национальная традиция.

Чайная культура нынче в упадке. Простой пример. Закажите в любом московском ресторане (я, разумеется, не имею в виду ничего пафосного - обыкновенный средний класс) кофе - вам сначала предложат выбор из трех или более разновидностей, а потом принесут, вполне вероятно, что-нибудь весьма пристойное - какой-нибудь двойной эспрессо, латте с карамельным сиропом или даже коретто с хорошей граппой. А теперь закажите чай. Разновидностей вам тоже предложат великое множество - хоть эрл-грей, хоть ройбуш, хоть лапсанг-сушонг. Вот только вы почти обречены на то, что вам принесут чашку с кипятком и чайный пакетик. О том, что в этом пакетике лапсанг-сушонг, можно догадаться только по надписи на этикетке. Коллега Вражина подсказала подходящую цитату из Артемия Лебедева: "Пыль, бумага, скрепка, нитка. Зачем все это заливать кипятком?" Иногда (но в последнее время - все реже) приносят чайник, но заварки там - на донышке, да и что это за заварка - стоило бы еще отдельно проверить.

За хорошим чаем надо охотиться. Знать места. Да и в этих самых местах нормального русского чая отведать, скорее всего, не получится: они там, как правило, заморочены на всякой японско-китайской дребедени, у них там церемонии, чашечки размером с наперсток, а под видом чая подают подкрашенную водичку. И какая сволочь вбила в головы нашим гламурным девам, что зеленый чай - хорошо, а черный - плохо?!?

Так вот, национальная идейка. Нам надо стать величайшей в мире чайной державой. Чтобы бакинский чай у нас был лучше, чем в Баку, чтобы английский мы заваривали лучше англичан, чтобы в стамбульских чайных вздыхали, вспоминая, как хорош чай, скажем, в Воронеже.

Во-первых, экономике польза: рост потребления чая - это рост торговых оборотов, то есть рост ВВП. Во-вторых, это новая культура потребления: народ, привыкший к лучшему в мире чаю, народ, не желающий пить гадость из пакетика, - это народ с чувством собственного достоинства. Это самое чувство национального достоинства как раз в таких вещах больше всего и проявляется: какой-нибудь итальянец или турок может быть необразован, неотесан, глуп и беден, но никогда не станет есть плохой сыр или несвежее мясо. Потому что еда, как и питье, - это не заправка машины топливом, а один из способов наслаждения жизнью. Наконец, в-третьих, это потянет за собой и новую культуру сервиса: лучший в мире чай ведь и заваривать, и подавать надо уметь, а посетитель с чувством собственного достоинства не потерпит неподобающего отношения ни к себе, ни к напитку. Словом, сплошное исправление нравов.

Даже если все эти грандиозные общенациональные эффекты не будут достигнуты, у нас, любителей хорошего чая, по крайней мере, появится возможность пить его не только дома. Что уже будет немалым достижением.