Главное
18:25, 20 мая 2010

Год "ЗиЛа" О символах эпохи и современной России

На первом этаже нового бизнес-центра, в котором расположилась наша редакция, стоит трактор. Настоящий гусеничный трактор "Казахстан", эдакий артефакт советской эпохи. Стоит он там, надо полагать, не случайно - видимо, несет в себе какой-то глубокий символический смысл. Но на мраморном полу бизнес-центра, в окружении салонов красоты, турагентств и свадебных магазинов он смотрится просто фантастически нелепо.

Об этом тракторе я вспомнил после того, как стало известно об идее Дмитрия Медведева пересесть с "Мерседесов" на советские правительственные "ЗиЛы". И хотя пока в администрации президента только "рассматривают возможности" и реализация планируется только "в среднесрочной перспективе", шум вокруг этой инициативы поднялся изрядный.

Казалось бы, какое нам дело до того, на каком автомобиле ездит президент России? Нет, если бы речь шла о "Ладе Калине" или, на худой конец, какой-нибудь "Волге", это было бы даже любопытно. Но всем ведь хорошо известно, что в "гараж особого назначения" хиты отечественного автопрома попасть могут только при помощи тарана. А те автомобили, что проникают туда иными способами, по определению стоят столько, что конкретная марка уже не имеет значения.

Тем не менее, у идеи пересаживания "первых лиц России" на "ЗиЛы" немедленно образовалась целая армия поклонников, ратующих за "престиж страны" и "поддержку отечественного автопрома", и не менее многочисленная группа противников, возмущающаяся расходованием народных средств на очередные псевдопатриотические игры. И надо сказать, что я не согласен с обеими сторонами.

Нет, конечно, расходов этот проект потребует весьма внушительных. Последний ЗиЛ-41047 был собран в 2002 году, для президента Казахстана, и с тех пор элитный цех завода занимался исключительно ремонтом уже выпущенных машин. Впрочем, и до 2002 года цех почти не работал - практически с начала девяностых, когда потребность в их продукции отпала. За эти годы большая часть кадров, занимавшаяся ручной сборкой правительственных "ЗиЛов", была потеряна, и теперь многое придется восстанавливать с нуля.

Правда, руководство московского автозавода уже заявило, что их "традиционный" лимузин будет дешевле зарубежных "мерседесов" и "майбахов", но при этом не забыло упомянуть о необходимости "финансовой поддержки". Нетрудно догадаться, что размеры этой поддержки существенно превысят стоимость самих автомобилей. И может быть, даже не в два раза.

Все это верно, но есть у меня определенные сомнения в том, что деньги, не потраченные на создание и покупку новых "ЗиЛов", немедленно отправятся к шахтерам или пенсионерам. Что-то мне подсказывает, что их применят как-то иначе. И тот факт, что эти средства, вообще-то, принадлежат гражданам России, а не президенту и его окружению, ничего не меняет - наши деньги все равно будут потрачены в их интересах. Эта проблема требует решения, но, видимо, какого-то другого.

Но и никакого "престижа" мы при помощи "ЗиЛов" тоже не поднимем - забытый всем автомобильным миром еще 30 лет назад дизайн "главного автомобиля страны" вряд ли может служить поводом для гордости. А внутри ничего отечественного в лимузине и не останется. Нельзя даже представить себе, что под капотом этого автомобиля снова может оказаться чудовищный 7,6-литровый мотор с трехступенчатым "автоматом", а на разработку нового двигателя и коробки уйдет несколько лет.

Разумеется, в результате выбор будет сделан в пользу зарубежных моторов. Скорее всего, тех же Mercedes. Придется заменить и рулевое управление, подвеску, всю электронику... Из отечественных элементов останутся только рама и кузовные панели. Ну так не проще ли взять Mercedes, отодрать от него трехлучевую звезду, а на ее место приклеить шильдик Lada? В отместку водителям "шестерок", которые поступают прямо противоположным образом.

Да и потом, президент ведь не разъезжает по Москве в одиночку. В президентский кортеж входят от 15 до 20 автомобилей, среди которых отечественных, разумеется, нет. И как будет выглядеть эта процессия, состоящая из множества "гелендевагенов", "мерседесов" и других "БМВ", в центре которых вдруг окажутся два "ЗиЛа" с президентом? Правильно - как группа немецких солдат, взявших в плен советского офицера.

К слову о солдатах - звучали и такие высказывания, что использование президентом и правительством немецких машин оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны. В общем-то, доля истины в этих словах есть. Только вот отечественный лимузин, на мой взгляд, оскорбляет ветерана не меньше, потому как выиграли войну одни, а на "ЗиЛах" ездят другие. И если уж на то пошло, то и приобрели бы на эти деньги всем оставшимся ветеранам автомобили, - можно даже отечественные, - а тех, кто не может ими управлять, обеспечили бы специальным бесплатным такси. Дешевле бы вышло...

Разумеется, в связи со всей этой историей многие вспомнили и о попытках Бориса Немцова в конце прошлого века пересадить чиновников на отечественные автомобили. Только вот все забывают, что смысл той инициативы был прямо противоположным. Немцов хотел таким образом приблизить чиновников к обычным людям, спустить их с небес на грешную землю, где мы все обитаем. А номенклатурный "ЗиЛ" может разве что отдалить. Его и в СССР прекратили выпускать именно в рамках борьбы с привилегиями.

Ну и, наконец, самое важное. В последние пару лет Дмитрий Медведев так много говорил о современной России, так часто произносил слово "модернизация", так активно демонстрировал свой интерес к гаджетам, интернету и другим современным технологиям, что теперь его нынешние попытки вернуться к артефактам прошлой эпохи выглядят как минимум странно. Ведь лимузины "ЗиЛ" символизируют вовсе не Россию, а Советский Союз, и так же, как Союз, безнадежно устарели. На фоне современного мира они смотрятся примерно так же, как старый гусеничный трактор в мраморном холле бизнес-центра.