Главное
13:01, 22 мая 2010

Они взяли Нео В Латвии задержали виртуального Робин Гуда

Едва взглянув в глазок, она все поняла. Тринити сразу узнала его по неизменному черному костюму и завитушке проводка, ведущего от дужки черных очков куда-то за воротник. Вдруг вспомнилось и стало невыносимо четким то ощущение, которое неуловимо мучило ее весь вечер: здоровый рыжий кот, прошмыгнувший прямо перед ней в подъезде, когда она возвращалась домой с работы на Латвийском телевидении. Ведь это уже было сегодня, и нечего было списывать все на обыкновенное дежавю.

— Илзе Нагла, откройте! Госполиция Латвии.

Не теряя ни секунды, Тринити бросилась в комнату, схватила ноутбук и кинулась к трубке телефона на столе: "Нео, Нео, они пришли за тобой!" Но трубка выпала из ее ослабевшей руки. Агент Смит уже был в комнате. Для вторжения ему не понадобился даже выданный судом ордер на обыск и изъятие компьютера и флешек, он обошелся лишь прокурорской санкцией. Агент знал, что если ему удастся найти доказательства против Нео, судья потом подпишет любой ордер, будто бы это кино вовсе и не про Матрицу, а про каких-нибудь ментов и разбитые фонари. А что до 22 статьи латвийского закона о прессе, обязывающей журналистов раскрывать свои источники только по решению суда, - ну так что же, иногда надо и из нее делать исключения.

И теперь нам осталось только, собравшись в круг и склонив головы, угрюмо, но твердо повторять: "Его имя - Илмар Пойканс, его имя - Илмар Пойканс". Это именно он - наш Нео, выудивший через "дыру" на сайте Службы государственных доходов Латвии 7,4 миллиона документов о реальных зарплатах латвийских чиновников и госслужащих.

Сделать это ему было нетрудно, ведь Пойканс является сотрудником лаборатории искусственного интеллекта Института математики и информатики Латвийского Университета, а значит, в этом деле "шарит". К тому же, как рассказал сам Нео, это вообще мог сделать кто угодно: система позволяла скачивать любой документ, надо только было знать, что именно запрашивать.

А в феврале текущего года в телепрограмме De Facto, в которой как раз и работает Илзе Нагла, появились первые сведения о многотысячных доходах чиновников в стране, где под сурдинку борьбы с кризисом не только урезали зарплаты врачам, учителям и полицейским (оставив аккуратно столько, чтобы хватило на уплату высоченных коммунальных платежей), но еще и сократили пенсии старикам.

Потом пошли регулярные публикации о зарплатах сотрудников Rigas Satiksme ("Рижское сообщение") - учреждения, которое отвечает за общественный транспорт, Rigas Siltums, обеспечивающего город теплом, Latvenergo, Банка Латвии и многих других, не исключая даже и самой Госполиции. Ведь если и остались еще в Латвии "жирные коты", то сидят они именно там. Сообщения эти подписывались "Народной армией четвертой Атмоды" и ее активистом Нео, хотя теперь Пойканс рассказывает полицейским, что действовал один.

Нео здесь давно уже называют виртуальным Робин Гудом, ведь он сделал жителям республики бесценный подарок: дал им реальные основания для ненависти. Ненависти к тем, кто, захватив хлебные места в правительстве и госкомпаниях, сначала наживался на раздувавшемся финансовом пузыре, а затем, когда тот лопнул, улизнул от ответственности и, сохранив свое место у государственной кормушки, спихнул тяготы безработицы и кризиса на простых граждан.

Короче, надо ли объяснять? Нам с вами это чувство тоже хорошо знакомо. А тут эта ненависть к чиновникам и госслужащим, пожалуй, является тем немногим, что действительно объединяет латышей и русскоязычных. Поэтому теперь на защиту Илмара Пойканса и Илзе Наглы встали все политические силы - от радикальной националистической партии Visu Latvijai! ("Всё Латвии!") до надежды и опоры русскоязычного населения — "Центра согласия", а премьер-министр Валдис Домбровскис требует от силовиков, чтобы все следственные мероприятия в рамках этого дела проводились строго по закону.

Нео подняли на щит. Его даже не решились посадить под стражу — ограничились подпиской о невыезде. Сейчас в республике трудно найти человека популярнее программиста из лаборатории искусственного интеллекта. Число его сторонников растет с каждым днем. И хотя благородный Нео берет всю ответственность за разглашение личных данных и доходов чиновников на себя, мы-то знаем, что где-то глубоко под землей, поближе к ядру, там, где еще тепло, таится Народная армия четвертой Атмоды… Она придет к тебе, Латвия! Viva la Revolution!