Физик поневоле

Про внезапную любовь к точным наукам

В школе мне нравилась физика. Говоря, что собираюсь в текстильный имени Косыгина, потому что там много девчонок, я целил в МИФИ или Физтех. Физику у нас преподавала Галина Георгиевна, соросовский учитель и любительница "физических" диктантов - она называет понятие, мы пишем определение.

Однажды мы с ней поссорились - она снизила оценку за корректную формулировку, не совпавшую с написанной в учебнике. Мы даже накричали друг на друга, но потом подружились, потому что определение было верным, а формальности ничего не решают.

Еще мне нравилась химия. У нас была гениальная "химичка" Наталья Юрьевна. Однажды она задала всему классу написать сказку по химии - целую тетрадку о выбранном веществе и его необычных свойствах. Мне досталась вода - столько я больше никогда не читал и не писал.

Это было 17 лет назад.

Недавно в "Известиях" глава Рособрнадзора Любовь Глебова рассказала журналисту про ЕГЭ. И между делом сообщила, что школьники по-прежнему чаще всего выбирают в качестве дополнительного предмета для сдачи ЕГЭ обществознание. В этом году, правда, в них проснулся интерес не только к болтливым наукам.

Число сдающих химию выросло на 30 процентов, информатику - на 17, физику - на 15. Глебова делает вывод: ученики выбирают практические профессии - инженера, врача.

С трудом верится в то, что школьники, которые еще год-два назад толпами шли в юристы, экономисты и менеджеры, вдруг полюбили точные науки. Уважаемая глава Рособрнадзора, 17 лет назад было бы возможно то, о чем вы говорите. Но не сейчас. Это я вам говорю как человек, вместо физфака окончивший юрфак.

Давайте проведем мысленный эксперимент. Допустим, ЕГЭ не существует и выбранные экзамены надо сдавать живому преподавателю, а не компьютеру. Надо думать, что самым популярным предметом, как и сейчас, было бы обществознание.

Вовсе не потому, что все школьники, как один человек, рвутся изучать общество. Просто ЕГЭ они воспринимают как выпускной экзамен, а не как вступительный. Им хочется закончить школу и забыть ее, как страшный сон. Лучше всего выбрать легкий предмет, который учить не надо. Обществознание в этом смысле подходит идеально - учебник вполне можно заменить здравым смыслом и элементарными знаниями об устройстве нашего социума.

Сдал обществознание - и свободен в выборе будущего: то ли пойти работать в шиномонтаж, то ли поступить в любой институт с гарантированным приемом. Ту же физику или химию живому учителю сдать куда сложнее.

Выбирая между физикой и обществознанием, любой человек средней разумности остановится на "легком" обществознании. Отчего же школьники вдруг воспылали любовью к физике?

Я думаю, все дело в том, что школьники после пары лет единых экзаменов сделали удивительное открытие: на вопросы ЕГЭ по гуманитарным предметам далеко не всегда можно ответить правильно и однозначно, даже если знаешь материал. Люди постарше догадывались об этом еще в 2007 году.

Может быть, ситуация меняется к лучшему? Ничуть. Вот, например, вопрос из свежего, прямо с портала ЕГЭ, пробного теста по обществознанию:

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.
Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

И четыре варианта ответа: только А, только Б, верны оба суждения или оба неверны.

Черт ее знает, истину, какой она должна быть по учебнику. Вон, в истории истину каждый год обновляют, чтобы родители детям на экзамене правильный ответ не подсказывали.

В физике все проще. Что первый, что второй, что третий законы Ньютона уже много лет не меняются в зависимости от линии партии и воззрений автора учебника. Да и репетитора легко контролировать. Веришь в торсионные поля? Пшел вон, не порть ребенка.

С химией та же история. Она не меняется. Реакции те же, вещества тоже.

Более того, ЕГЭ по физике или химии с его тестовым методом упрощает задачу школьникам, пользующимся для сдачи экзамена убойной комбинацией из шпаргалки и мобильника. Нет дополнительных вопросов, некорректных формулировок, подозрительного взгляда преподавателя.

Так что с точки зрения ученика, выбирать-то особенно и не приходится. Русский и математика обязательны, география стремительно забывается, на биологии уже даже лягушек не режут, история какая-то мутная, литературу не читал, иностранный язык знаю плохо. К экзамену по физике хотя бы список формул прилагается. Да и случайных обломов с точными науками не бывает.

Знаете, теперь мне даже "физический" диктант не кажется плохой идеей.

Другие материалы рубрики

Метил в короля

За ним охотились киллеры и Интерпол. Он влюблял в себя женщин и любил шахматы
Экономика00:03Сегодня
Москва. 19 августа 1998 года. Резкий скачок курса валюты после «черного понедельника» 17 августа

По дефолту

Россия научила весь мир экономике. Для этого ей пришлось упасть на дно