В психиатрии есть такое понятие - мономания. Это одержимость каким-либо предметом или явлением, желание бесконечно повторять одно и то же.
Я не думаю, что являюсь клиническим мономаном, однако определенные симптомчики имеются.
Когда вышел фильм "Брат-2", я в первый же день посмотрел его пять раз.
Однажды я две недели слушал песню "Out of hand" зарубежного вокально-инструментального ансамбля "Bad Religion". Это очень короткое произведение - оно длится около 36 секунд.
Совсем недавно я подсел на песню Би-2 "Вечная призрачная встречная". Еще три дня.
В общем, идея понятна. Такое активное потребление чревато. Вот, помнится, в четыре года я объелся яйцами всмятку и только через несколько лет смог на них хотя бы смотреть - тошнило.
В каждом из нас живет маленький мономан. Кто не пытался добиваться взаимности, повторяя избраннице одни и те же доводы? Кто ребенком не просил вновь и вновь рассказать ему любимую сказку? Кто не сидел в почте, обновляя страницу каждые тридцать секунд в ожидании важного письма?
Существует эмоциональная мономания, то есть одержимость каким-либо чувством: так крыса с вживленным ей в центр удовольствия электродом вновь и вновь нажимает на кнопку, подающую туда электроимпульс. Причем это может быть вовсе и не удовольствие, а, скажем, страх или любовь к самоуничижению.
Но бывает интеллектуальная мономания - мышление в пространстве одной или нескольких схожих идей. Часто такие идеи кажутся сторонним наблюдателям бредовыми. Пациент же не обладает необходимой для такого отношения критичностью - для него весь мир сужается до одной мысли.
Примеры можно приводить бесконечно: астрология, уринотерапия, вера в то, что раствор, в котором не осталось ни одной молекулы исходного вещества, способен лечить тяжелобольных. Восприятие окружающих как обидчиков или, напротив, связь всех неприятных событий с определенным "вредным" человеком. Уверенность в возможности изобретения вечного двигателя, всеобщей теории всего, механизма, нарушающего одно из начал термодинамики.
Мне кажется, что мономания заразна. Когда ее носителями является большинство членов общества, страну охватывают самые безумные идеи - которые, надо сказать, больные предпочитают годами обсуждать, а не претворять в жизнь.
Взять, скажем, тезис о том, что в СССР было лучше. Одержимость этим возвращением, возможным уже разве что с изобретением машины времени, греет душу миллионам россиян.
Или, например, вынос тела Ленина из Мавзолея. Прошли те же двадцать лет, а к спору присоединяются все новые участники.
Призыв в армию, роль Сталина в истории, русская национальная идея, норманская теория, Шамбала, КВН, ролевые игры и даже ненависть к гастарбайтерам, ГИБДД, правительству и президенту - все это общественные мономании. Считается, что "заболевшие" ими люди абсолютно здоровы. Просто некоторые из них совершенно одномерны, так как всецело посвятили себя излюбленной идее.
Чем общество свободнее, тем, по идее, меньше в нем одномерков. Или, по крайней мере, тем меньше они влияют на будущее страны. Тем больше многомерных граждан в парламенте, правительстве, банках и на заводах.
Если же люди всю жизнь упираются рогом в одно и то же, это приводит к нездоровым последствиям, потому что рано или поздно государство подчинит граждан собственным мономаниакальным идеям. Это такая обратная связь.
Народ уже спасали Стабфондом, инновациями, нанотехнологиями и сейчас вот - модернизацией. Иногда одномерки поднимают головы и тогда видят витающую над собой Угрозу Международного Терроризма, которая заслоняет собою воздушный шар Борьбы С Коррупцией.
Ужас даже не в этом. А в том, что каждые четыре года все повторяется. Всегда. Неизбежно. Вечно.