Выступление Марка Цукерберга на конференции All Things D на прошлой неделе было настолько провальным, что многие – в том числе ранее поддерживавший его автор блога Scobleizer Роберт Скоубл – призывают его покинуть свой пост и нанять нового исполнительного директора.
Эти люди сошли с ума.
Они безумны, если считают, что Марку нужно уйти в отставку. Они сумасшедшие, если считают, что Марк уйдет в отставку.
Да, Марк совершал ошибки. Когда ему было 19 лет, он писал оскорбительные вещи о пользователях Facebook, неэтично вел себя с деловыми партнерами и, возможно, даже нарушил закон, взломав учетные записи электронной почты пользователей соцсети. Сейчас Марку 20 с хвостиком. Он - глава крупной компании, и он плохо справляется с давлением прессы по вопросу конфиденциальности личных данных пользователей соцсети и попросту ужасно выступает на публике – будь то интервью или конференции.
Но - нравится вам это или нет - эти ошибки не имеют вообще никакого влияния на будущее компании.
Пользователи Facebook не знают о них, а если бы и знали - им, вероятно, было бы все равно. Для них соцсеть – прежде всего удобный продукт. Каждый месяц Facebook пользуются 500 миллионов человек. Половина из них делает это каждый день. Доходы компании диверсифицированы так сильно, как Google и не снилось. В 2010 году Facebook заработает более двух миллиардов долларов, при том что в 2009-м выручил около 800 миллионов. В мае Марк показал себя наиболее некомпетентным за все время пребывания во главе Facebook. Однако прирост количества подписчиков соцсети лишь увеличился. Очевидно, что ошибки Марка не отразились на способности Facebook предлагать пользователям хороший продукт.
И даже если бы различные слабости и недостатки Марка действительно имели значение, мы очень сильно сомневаемся, что Марк ушел бы из-за них в отставку.
Ведь Марк перестал работать вместе с близнецами Винклвосс и Дивиа Нарендра над сетью Harvard Connection и запустил Facebook именно потому, что хотел управлять собственной компанией. Стремление стоять у руля руководило им при принятии важных решений:
- Марк впервые получил финансирование от Питера Тиля, потому что Тиль хотел, чтобы именно Марк был у руля.
- Марк получил средства от инвестфонда Accel Partners, потому что Джим Бреер позволил Марку назначить трех из пяти членов совета директоров.
- Марк отказался продавать Facebook холдингу Yahoo! за один миллиард долларов, потому что хотел сохранить контроль над соцсетью.
- Марк продал 1,6 процента акций Facebook корпорации Microsoft, потому что та позволила ему контролировать компанию.
- Марк получил финансирование от фонда DST, потому что его директор Юрий Мильнер не возражает против того, что DST достались обыкновенные акции без права голоса – Мильнер хочет, чтобы именно Марк контролировал компанию.
Facebook уже расстался со многими успешными топ-менеджерами, специализирующимися на интернет-отрасли, которые приходили в компанию, полные уверенности, что однажды они встанут у руля. Факт: нынешний операционный директор Facebook Шерил Сэндберг занимает свою должность потому, что она единственная из всех квалифицированных кандидатов на этот пост не выразила стремления занять место руководителя.
Еще один факт: Facebook – компания Марка Цукерберга. Он контролирует трех из пяти членов совета директоров. В ноябре 2009 года Марк перекроил структуру акционеров Facebook по образу корпорации Google и управляющей компании газеты The Washington Post. После того как Facebook проведет IPO, у Марка и его союзников останутся пакеты привилегированных акций, которые дадут им по 10 голосов за каждую акцию на собрании акционеров. Остальным инвесторам достанутся обыкновенные акции с одним голосом. Марк на самом деле не исполнительный директор, он – король.
Так что нет, Марк Цукерберг не должен и не станет уходить. А следующим директором Facebook, вероятно, станет его (пока не появившийся на свет) наследник.
Однако мы, как и остальные СМИ, не перестанем в обозримом будущем скрупулезно изучать все действия Марка. Как и злобная толпа участников конференции All Things D, мы завидуем ему. Его молодости, власти, богатству и популярности Facebook у пользователей.
Перевел Дмитрий Читая