Некоторое время назад появилась новость о том, что кастинг на роль Человека-паука наконец завершился: в следующем фильме серии Питера Паркера исполнит Эндрю Гарфилд. Шум вокруг выбора Sony Pictures не утихает до сих пор, однако я, например, в нем смысла совершенно не вижу: любой выбор в данном случае является плохим.
Сразу скажу, что я не оригинален: как и миллионы людей, я считаю "Темного рыцаря" прорывом, а "Железного человека" - победой над дурацким пафосом, который был главным бичом фильмов по комиксам. Более того, я неоригинален настолько, что жду выхода "Тора", "Капитана Америки" и "Зеленого фонаря" - мне точно будет интересно смотреть на Натали Портман в роли подружки скандинавского бога, Криса Эванса с неразрушимым щитом и на Райана Рейнолдса в зеленом костюме, который обещают полностью сгенерировать на компьютере.
Однако в успех перезапуска "Человека-паука" (да-да, я говорю про того самого персонажа, три фильма о котором собрали в мировом прокате под 2,5 миллиарда долларов) я не верю ровно потому, что сам Питер Паркер никакой не супергерой, а бесхарактерная мямля и нытик в красном облегающем костюме. Именно поэтому замена Тоби Магуайера на Эндрю Гарфилда и сдвиг в сторону более мрачного сюжета не решают главной проблемы франшизы - она посвящена просто неприятной со всех сторон личности.
Возьмите, например, школьные годы главного героя, в течение которых тот получил свои сверхвозможности. Согласно канонической истории, Паркер в школе был хилым ботаником, которого задирали все подряд. Именно поэтому, став сильным в результате укуса радиоактивного паука, он что решает сделать? Правильно, нормально заработать. Главное его отличие от всех современных IT-специалистов состоит лишь в том, что Паркер выбирает несколько нестандартный способ, привлекающий своей анонимностью, - реслинг.
Самое интересное, что Паркера все устраивает ровно до тех пор, пока не убивают его дядюшку Бена. Причем, как мы помним, делает это именно тот грабитель, которому наш "герой" дает уйти. В результате, движимый чувством вины, Паркер превращается в мстителя и защитника угнетенных. Согласитесь, контрастирует с Бэтменом (и его патологическим стремлением мстить преступникам за смерть родителей) и Тони Старком (ставшим Железным человеком сначала по необходимости, а потом просто от скуки). Замечу, кстати, что мерзотненького стремления заработать на себе, обдуривая остальных, Паркер так и не потерял - на протяжении всех трех фильмов он, напомню, продает газетам свои фотографии в костюме паука.
А так называемые отношения Человека-паука с девушками? В них, как нигде, проявляется чудесная безвольность персонажа. На протяжении всех трех фильмов главный герой умело использует наличие альтер эго в качестве повода уклонятся от какой-либо обязательности в отношениях. Согласитесь, удобно же: "Ой, я не мог прийти, я спасал застрявших на мосту сирот", или "Я очень хотел познакомиться с твоими родителями, но мне надо было задержать грабителей", и так далее. У меня, например, складывается стойкое ощущение, что появление Венома в третьей части фильма стало просто удачным поводом отшить Мэри Джейн, свадьбу которой Паркер сорвал во второй части. Да, не позавидуешь Данст, которой целых три фильма пришлось играть такую неудачницу.
Самое интересное, что, например, создатели мультсериала (одного из многих) по тому же комиксу достаточно быстро поняли, что с Человеком-пауком как таковым каши не сваришь, поэтому стали вводить всякие дополнительные сюжетные линии. Например, в какой-то момент Паркер стал постепенно мутировать и превращаться в чудовище. А потом авторы вообще докатились до предсказательниц из параллельных миров.Ничего такого в фильмах не наблюдалось - Паркер как был картонной вешалкой для ношения красного костюма, так ей и оставался.
В общем мой прогноз неутешителен: перезапуск, конечно, состоится, однако снова заведет в тупик. И ничего с этим не поделать. Разве что сделать Человека-паука антигероем?