С моста в реку медленно падает микроавтобус, в котором несколько человек спят и видят один и тот же сон. Во сне они долго плутают по коридорам дорогого отеля, а потом все собираются в одном номере, чтобы заснуть и увидеть один и тот же сон. Во сне... Нет, лучше не углубляться, так и все секреты фильма Нолана раскрыть недолго.
"Начало" - это, как вы уже, наверное, слышали, немного "Матрица". Немного "Ванильное небо". Немного "Остров проклятых" с тем же Леонардо Ди Каприо в главной роли. И даже немного "Помни" ("Memento") самого Нолана. Лично мне еще показалось, что "Начало" во многом пересекается с отличным романом Филипа К. Дика "Убик". Те же коллективные сновидения, та же реальность, которая не проходит проверку на прочность. Даже методы проверки реальности чем-то похожи: у Нолана герои крутят в руках волчки, шахматные фигуры и прочие мелочи, у Дика - переворачивают монету и обнаруживают на ней лицо знакомого человека.
Да и вообще, вопросом "что вокруг нас настоящее, а что нет?" не задавались разве что только самые ленивые писатели-фантасты. Короче говоря, ничего нового Нолан вроде бы не придумал.
С другой стороны, вспомните Эрно Рубика. Свои дико популярные головоломки - кубик Рубика и "змейку" - он сделал из простейших геометрических форм. То есть дело, наверное, не в том, из каких кубиков собрано "Начало", а в том, как Нолан эти запчасти соединил друг с другом. На мой вкус - соединил очень здорово.
В самом начале фильма Ди Каприо объясняет Эллен Пейдж, как именно нужно строить сны. Правила просты: следует по максимуму подключать фантазию и стараться продумывать все до мелочей. Сам Нолан следует тем же заветам. Фантазия у него работает отлично. Сцена со складывающимся пополам мегаполисом, которую многие видели в трейлере, далеко не самое яркое, что есть в фильме.
Главное у Нолана - не монументальные картины, а мелочи. Мелочи, между прочим, придумывать намного сложнее. Трехсекундная сцена с влюбленной парой на железнодорожных путях. То, как люди, выходящие из совместного сна, смотрят друг на друга. Девушка по имени Ариадна, рисующая на листе бумаги лабиринт в форме круга. Мне кажется, за каждую из таких деталей можно отдать с десяток эффектно разрушающихся небоскребов.
К фильму Нолана, как и к любой качественной головоломке, есть много подходов. Можно, например, воспринимать "Начало" как экшен-триллер с симпатичными спецэффектами. ("Крутой фильм, только я не понял, чё в конце случилось", - сказал один из моих соседей по залу.) Можно считать ленту Нолана семейной драмой. Можно, наконец, выработать чисто научный, математический подход, искать недочеты и промашки авторов. Тут надо сказать, что придуманная Ноланом конструкция практически безупречна. Дело даже не в том, что он все просчитал (хотя и в этом тоже - все-таки над сценарием он работал чуть ли не десять лет). А в том, что Нолан не объясняет, какой именно из многочисленных слоев фильма является реальностью. Так что придираться просто бессмысленно - автор в ответ подмигнет и скажет, что в снах не бывает безупречной логики.
В любом случае, на "Начало", как и на кубик Рубика, вполне можно подсесть. К сожалению, такие увлекательные головоломки появляются не так часто, как хотелось бы, зато на их сборку потом уходят месяцы, если не годы. Есть, конечно, уникумы, которые способны разобраться с кубиком Рубика за семь секунд, но сейчас речь не о них.
А когда разгадывать головоломки Рубика и Нолана надоест, можно, например, прочитать "Убик". Если вы до сих пор этого почему-то не сделали.