Главное
17:56, 22 июля 2010

Неинтегрируемость Лукашенко О появлении хаоса в медийном скандале

Классической математической моделью взаимодействия медийных образов является задача о движении двух тел (см. книгу Липшица, Зоммерфельда, Синицина "Янус-модель в примерах: от Иосифа Сталина до Пэрис Хилтон"). В двумерном фазовом пространстве рассматривается пара точечных гравитационных зарядов, представляющих собой положительный и отрицательный образы конкретного политика (так называемые медийные аватары, причем "положительный" и "отрицательный" здесь следует понимать исключительно в бытовом, оценочном смысле).

Традиционно считается (условие регулярности Зоммерфельда), что данная система находится в устойчивом состоянии. Одной из самых популярных аналогий, используемых для объяснения всего этого неспециалистам и людям с ограниченными навыками в моделировании медийных потоков, является астрофизическая: представьте себе пару звезд, вращающихся вокруг общего центра масс. На практике данное условие регулярности системы означает, что медийные аватары были созданы достаточно давно (десятилетия назад) и взаимодействие между ними носит предсказуемый и достаточно периодический характер.

К несомненным плюсам данной системы можно отнести тот факт, что динамика изменения мнения конкретного человека о политической фигуре в рамках данной модели предсказывается достаточно легко и по сути определяется всего несколькими параметрами - эквивалентами массы, скорости, а также начальным положением мнения по отношению к обоим аватарам. Возвращаясь к нашей астрофизической аналогии, по сути мы ищем орбиту небольшого тела (астероида) в уже упоминавшейся двойной звездной системе - задача, решение которой благодаря бурному развитию математических методов в астрофизике за последние годы не представляет сколько-нибудь существенных сложностей.

На практике подсчет данных параметров производится по набору вопросов о том, как опрашиваемый оценивает личностные характеристики, а также конкретные решения того или иного лидера. При этом интерпретация полученных результатов довольно проста - если астероид попадает на орбиту звезды, представляющей, например, положительный медийный аватар, то это значит, что мнение у этого человека о данной политической фигуре складывается положительное и лишь изредка может возмущаться гравитационным полем (представляющим собой, напомним, информационные потоки с соответствующим знаком, например, компромат) отрицательного аватара.

До недавнего времени данная система была применима к Александру Григорьевичу Лукашенко - в медийном пространстве присутствовали всего два его образа. Положительный аватар Лукашенко представлял собой образ, получивший в англоязычной литературе название eD-образа (european dictator image), или, в формулировке пионера информационного моделирования Пешкова, образ "председателя".

Что касается отрицательного аватара, то к нему до недавнего времени существовало два разных подхода. Один - симметрический, предлагающий рассматривать антиаватар как "минус eD-образ", превращал информационную систему Лукашенко в классическую симметрическую задачу, исследовавшуюся еще Пуанкаре. Более современный метод, получивший название асимметричного, предлагал учитывать влияние существующего де-факто третьего, "призрачного" (контекстного) медийного образа: "лидер братского славянского народа и жертва коварной империалистской политики Москвы" (см. работу Горшкова "Основные конструкции мирового порядка на территории бывшего СССР в условиях существования кровавой гэбни"). В этом случае отрицательный аватар представляет собой "-eD+L-образ" (где индекс L означает либеральную поправку).

Однако, как показывают недавние события, классическая математическая модель информационного взаимодействия аватаров Лукашенко в медийном пространстве должна быть в корне пересмотрена. За последние несколько недель президент Белоруссии предпринял ряд шагов, не характерных для задачи о движении двух тел: он провел секретные переговоры с Саакашвили, о которых заявил по телевидению, нашел и озвучил заказчиков фильмов "Крестный батька", показанных по НТВ, а также разрешил опубликовать антипутинский доклад Немцова в белорусской государственной газете. В терминах астрофизической аналогии это означает, что система из двух звезд демонстрирует нехарактерное поведение. Это указывает на наличие третьего объекта с достаточно мощным гравитационным полем, который способен влиять на траекторию мнения отдельных людей, то есть на наличие еще одного загадочного медийного образа, не совпадающего ни с привычным нам положительным, ни с отрицательным, в обоих его изводах, аватарами.

Из этого вытекает ряд неутешительных фактов. Во-первых, фазовое пространство новой системы становится трехмерным. Во-вторых, в новой модели необходимо отказаться от условий регулярности Зоммерфельда - задача о движении трех тел вполне может приводить к хаотическому поведению. В-третьих (и это главная проблема), вычисление траектории отдельно взятого мнения или даже статистическая и вероятностная оценка ее границ перестает быть разрешимой задачей. Более того, в новой ситуации от мнений большинства индивидуумов разумно ожидать хаотичного поведения, а устойчивые траектории (которым соответствуют мнения специалистов) перестают быть сколь угодно осмысленными в силу изменения исходных условий задачи.

...Вот таким, и только таким способом я могу внятно описать общее впечатление от скандала, который длится в течение последних трех недель. Я честно потратил уйму времени (больше, чем мог бы позволить себе среднестатистический читатель), чтобы разобраться в том, что происходит в российско-белорусском медийном пространстве. И безрезультатно. Я так и не понял: чего это НТВ стало опускать батьку именно сейчас? И чего он начал реагировать на нападки негосударственного канала, который в собственной-то стране уже почти 10 лет как является предметом для бесконечных шуток? И зачем Лукашенко писал письма в газету "Правда" и российским олигархам, параллельно соглашаясь на условия по Таможенному союзу? Наконец, что во всей этой истории делают Саакашвили и Латвия??!! И никто, понимаете, никто, даже люди, разбирающиеся в вопросах российско-белорусских отношений, не могли мне ответить на эти вопросы внятно и убедительно, не напоминая мне лишний раз, что я не в теме, или не прибегая к теориям заговора мировой закулисы. В общем, модель поломалась, условия регулярности не выполняются, а на небосклоне нарисовался третий медийный образ. Остается только ждать, чем закончится этот хаос.