Культура
00:06, 2 сентября 2010

Вид сверху лучше О фильме "Москва, я люблю тебя"

Сергей Оболонков
Сергей Оболонков

Фильм "Москва, я люблю тебя" снят по лекалам двух уже существующих альманахов - "Париж, я люблю тебя" и "Нью-Йорк, я люблю тебя". При желании можно еще вспомнить подборку из трех короткометражек "Токио!", но это все же немного другая история.

Схема такая: около полутора десятков режиссеров снимают ролики продолжительностью около пяти-десяти минут. Создатель каждой короткометражки вроде как признается в любви указанному в названии альманаха городу, но на самом деле просто делится своими соображениями относительно этого населенного пункта. На разных этапах подготовки фильма отдельные ролики выкидываются. Например, в сборнике про Нью-Йорк не оказалось анонсированного изначально режиссерской дебюта Скарлетт Йоханссон. Из "Москвы" тоже, кажется, кого-то выгнали.

В конечном итоге получается подборка коротких зарисовок совершенно разного качества. Например, в фильме "Москва, я люблю тебя" пара чудовищных роликов соседствует с несколькими крайне симпатичными короткометражками. Остальное — где-то между этими двумя крайностями.

Начнем с плохого. Где-то ближе к середине альманаха зрителя поджидает эпизод под названием "В центре ГУМа у фонтана", снятый Екатериной Двигубской. Это история о том, как люди встречаются и находят любовь — думаю, понятно, где именно. Впрочем, история — это громко сказано. Какого-то внятного сюжета короткометражка лишена, а его отсутствие прикрывается красными завитушками и разбросанными по кадру сердечками. Одним словом, сплошная романтика. Кроме всего прочего, завершается эпизод старичками в свадебных нарядах, отплясывающими вокруг все того же фонтана. С ужасом размышляю над тем, не пыталась ли Двигубская так процитировать фильм Феллини "Джинджер и Фред".

Еще один явно неудачный эпизод был лаконично назван "Таксист". Перед его создателем Алексеем Голубевым, видимо, поставили задачу — внести в альманах стилистическое разнообразие. Проще говоря, сделать так, чтобы его короткометражка была не похожа на другие. В результате "Таксист", который местами притворяется то ли "Матрицей", то ли "Блейдом", оказывается вообще ни на что не похожим. Главные герои ролика, успешная бизнес-дама и ее бывший любовник, зарабатывающий извозом, эмоций не вызывают; веселит разве что ключевая фраза короткометражки: "Я передумала, поехали на Рублевку!" (Вне контекста, пожалуй, звучит даже смешнее.)

Как и в случае с работой Двигубской, Москвы в "Таксисте" не видно. Ну, то есть кто-то, наверно, предполагает, что ГУМ и есть сердце столицы нашей родины. Но это, поверьте, ошибочная точка зрения.

Об удачных роликах говорить чуть сложнее. Мне, например, что-то понравилось, а другие плеваться будут. Тем не менее, хотелось бы выделить две короткометражки.

Во-первых, это работа Георгия Натансона с провокационным названием "Письмо бабушке Уйне". Короткометражка представляет собой рассказ китайской скрипачки, приехавшей в Москву, чтобы принять участие в конкурсе Чайковского. История одновременно и смешная, и грустная. И, кроме всего прочего, довольно ехидная, что тоже плюс — а как же иначе говорить о Москве? 89-летний Натансон, кажется, сохранил остроту мысли, которой могут позавидовать многие его коллеги помоложе.

Короткометражка Василия Чигинского "Этюд в светлых тонах" лично мне понравилась еще больше. Ее главная героиня — сотрудница "самого красивого в мире метрополитена", которая в свободное время пишет картины. Три минуты хронометража, полное отсутствие диалогов — и при этом, пожалуй, именно "Этюд" является самым внятным высказыванием из всего альманаха.

И, наконец, несколько слов непосредственно о любви к Москве. Самые удачные моменты фильма напоминают, что город этот, вообще говоря, вполне себе симпатичный (за лето по ряду причин многие успели об этом забыть). Я сейчас говорю не о нулевом километре, кремлевских звездах или фонтане в ГУМе. И уж точно не о коттедже на Рублевке. Я о видах, которые открываются, например, с крыши ГЗ МГУ (судя по частоте упоминания в фильме — самого популярного московского сооружения). С такой высоты смотри в любую сторону — Лужники, небоскребы на Красной Пресне, даже трубы ТЭЦ в Очаково - все кажется сногсшибательно красивым.

< Назад в рубрику