Чо?

Об определяющей эстетике российского бытия на примере Стаса Михайлова

Я на днях посмотрел концерт Стаса Михайлова. Расширил, так сказать, кругозор. Получилось это случайно - на "Первый", где транслировалось это чудо российского шоу-бизнеса, меня привел беспощадный пульт.

Надо сказать, что морально к просмотру шоу товарища Михайлова я, человек чуткий и ранимый, был совершенно не готов - способность связывать слова в предложения вернулась ко мне только после второй песни, а слезы восхищенного ужаса не переставали течь по щекам еще с полчаса. И это при том, что с общим направлением работ господина Михайлова я был формально знаком из прессы (например, о величии этого человека интересно поведал Вася Гончаров aka Вася Обломов, автор легендарного ныне "Магадана").

Как и в любом шедевре, в телеверсии концерта великолепно было все. Тучные женщины в "вечерних" платьях массово колыхались в проходах между рядами, подпевая и протягивая руки то к своему кумиру, то просто вверх, вознося, вероятно, славу Всевышнему за ниспосланную благодать. Сам Стас ходил между рядами, нежно поглаживая бритые черепа сидевших в зале бугаев, которые радостно улыбались и пожимали исполнителю руки. Сочная, жирная атмосфера концерта в Кремле напоминала пятничный вечер в одиозном заведении под названием "Пивная бочка", где один из редакторов "Ленты.Ру" как-то чуть было не оказался похищен пожилыми (и немного нетрезвыми) нимфами-бухгалтершами, отчаянно отплясывавшими под дикий блатняк.

А какой был видеоряд! Песни прерывались роликами, в которых простой российский народ в лице усталых мужчин и терпеливых женщин признавался Стасу в вечной любви. Сами же композиции исполнителя тоже сопровождались видеорядом на огромном экране над сценой: колышущийся триколор сменяли виды бескрайних российских просторов, плавно переходивших в фигуру отправляющего службу патриарха. И даже мне становилось понятно, что российский люд любит Михайлова, а Михайлов - люд. Вот такая нехитрая логическая связка...

Но отчего же народ так любит Михайлова, а? Ведь не испорченные поэтическими приемами искренность и задушевность имеются и у других авторов. Быть может, дело в харизме и оригинальности артиста? Или пригодности его песен для исполнения на лавочке у подъезда на вдрызг расстроенной гитаре? Так ведь таких авторов еще больше, чем тех, которые с искренностью.

А может, причины лежат глубже и Стас Михайлов - это не продукт успешной работы продюсеров, а результат самопроявления эстетики современной российской действительности? То есть Стас популярен потому, что он актуален, а вовсе не наоборот, как может показаться сначала.

За доказательствами ходить далеко не надо. По каналу ТНТ уже долгие годы идет "Дом-2", превратившийся из гадкого утенка - люмпен-проекта в прекрасного лебедя всероссийского масштаба, спонсируют который самые топовые бренды на рынке, включая, например M&M's. А ведь есть еще рвущий всех своими рейтингами сериал "Глухарь" о милом парне, который разводит пацанчиков на бабло и дружит с украинской проституткой. Или вот еще одно слово - Потап.

Да и вообще, разве примеры этой эстетики дают нам только масс-медиа? Вот и Владимир Владимирович Путин, жестко отбирающий ручки у олигархов (хотя какие они теперь олигархи? - так, бизнесмены). Или Сергей Лавров с мутной историей про "Who are you to fucking lecture me", от которой советские дипломаты переворачиваются в кремлевской стене. Или обогатившее великий и могучий слово "кошмарить". Даже 90-е, которые так любят вспоминать в качестве антитезы к современному положению вещей, были гораздо более культурным временем - доказательством этого факта может служить хотя бы существование в то время (прости Господи) русского рока с ярко выраженным налетом вежливости.

Так что Стас - молодец, а поводов для грусти нет . К черту эту бесхребетную интеллигентность. А тем, кто вместо "Чо?!" все еще говорит "Что?" остается только одно - на концерты Стаса Михайлова не попадать.

Другие материалы рубрики
Экономика00:06Сегодня

Черная мечта

Россияне хотят жить хорошо на деньги от нефти. Аляска делает это уже 40 лет