Главное
16:22, 10 сентября 2010

Мир никогда не будет прежним Про то, что и как мы помним и забываем

В субботу, 11 сентября, исполняется девять лет со дня крупнейшего теракта в мировой истории. В этот день в 2001 году девятнадцать террористов захватили в США четыре пассажирских авиалайнера. Два самолета врезались в "башни-близнецы" Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, еще один - в Пентагон в Вашингтоне. Четвертый террористы предполагали направить, по-видимому, на Белый дом или на Капитолий, но пассажиры оказали им сопротивление, и самолет упал в Пенсильвании. В результате терактов 11 сентября 2001 года погибли около 3 тысяч человек.

Есть такое расхожее клише: "Мир никогда не будет таким, каким он был до 11 сентября 2001 года". И дело тут не только в геополитических переменах: рождении "антитеррористической коалиции", вторжениях в Афганистан и Ирак. И не во всеобщем помешательстве на борьбе с терроризмом и безопасности, и не в резком расширении полномочий спецслужб. И даже не в том, что вновь приобрела жгучую актуальность концепция "столкновения цивилизаций", и не в радикализации как Запада, так и исламского мира.

Едва ли не каждый американец чувствует, что с 11 сентября 2001 года живет в новом мире. Различные государственные институты быстро осознали смену исторической эпохи и стали перестраиваться. Но 9/11 стало важным, в той или иной степени переломным событием и в личной жизни каждого гражданина США. Оно заставило пересмотреть свои взгляды, переоценить ценности, даже изменить образ жизни. Кто-то прочувствовал известную идею Джона Донна: "Нет человека, который был бы как Остров, каждый человек есть часть Суши; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе". Кто-то просто осознал хрупкость собственной жизни.

Я разговаривал с друзьями и знакомыми, с таксистами, читал газеты и блоги - и пришел к выводу, который меня, признаться, потряс. Мы - российское общество, те самые москвичи, которых взрывали 29 марта, - забыли об этом через месяц! Иссяк поток публикаций, иссякли разговоры... Мир не перевернулся, эпоха не сменилась. Мы не были потрясены настолько, чтобы изменить свой мир, чтобы измениться самим.

Возможно, дело в том, что теракты 29 марта не были ни такими грандиозными, ни такими необычайными, как 9/11. Им не хватило масштаба и странности, чтобы запасть в душу и заставить меняться?

Ладно, а "Норд-Ост" - это достаточно масштабно? Почти тысяча заложников, 129 погибших (по неофициальным данным - даже больше). А многие ли вспомнят без "Гугла" даты этого теракта? У кого есть ощущение, что с 23-26 октября 2002 года он живет в другом мире? А как изменился наш мир после 1-3 сентября 2004 года, кроме того, что отменили губернаторские выборы и еще громче стали камлать на "стабильность"? Гибель 334 заложников в Беслане, в том числе 186 детей, и еще 11 спецназовцев если и поколебала устои нашего общего мира, нашей общей Суши, то явно недостаточно. Поразило ли нас так, как должно было бы, нападение на Буденновск в июне 1995 года? Больше полутора тысяч заложников в местной больнице, катастрофически бездарный штурм, 129 трупов и беспрепятственный уход в Чечню боевиков во главе с Шамилем Басаевым, которого потом искали еще больше 10 лет.

Эффект каждого из этих потрясений для российского общества оказался поразительно краткосрочным. Говорят, что память склонна избавляться от всего неприятного и по возможности поскорее возвращаться к своему первоначальному незамутненному состоянию. Тот ли это случай, когда это свойство памяти следует считать благотворным?