Главное
17:03, 20 сентября 2010

Кто за хозяина? Как жители российского мегаполиса отказались от права выбора

В эту пятницу я должен был работать. В офис я пришел к десяти утра, а в двенадцать работа ушла на второй план - оставшуюся часть дня я провел в наушниках, просматривая видеотрансляцию городских слушаний в Екатеринбурге.

Темой слушаний были поправки к уставу города, предполагающие отказ от прямых выборов главы исполнительной власти и введение института сити-менеджера. Инициатором поправок выступил областной губернатор, считающий, что мэра города-миллионника нужно не избирать, а назначать.

Я переехал из Екатеринбурга в Москву в январе 2007 года. Тогда в "Твиттере" еще почти не было русскоязычных пользователей, а в Свердловской области свой губернаторский срок досиживал Эдуард Россель - давно присягнувший на верность путинскому режиму, но когда-то все-таки избранный на конкурентной основе. За три с половиной года я заметно "оторвался от корней", но продолжал следить за жизнью родного города со стороны.

К 2010 году в Екатеринбурге сформировалось что-то вроде гражданского сообщества "людей, которым не все равно". Сообществу даже удалось избрать одного из своих представителей в городскую думу (депутаты избирались по округам, а он, как шутили, был избран "депутатом от интернета"), а затем - заставить городские власти отказаться от постройки в центре города храма с подземной парковкой.

Так получилось, что большинство тех, с кем я регулярно общался, с кем вместе учился и работал, с кем дружил - оказались в этом сообществе. Айтишники, банковские работники, ученые, журналисты, студенты - многие из них пришли 17 сентября (слушания были заботливо назначены на будний день) в киноконцертный театр "Космос", чтобы выразить свою гражданскую позицию.

И, если честно, мне не хочется делать еще один текст из серии "Мы и они" ("у одних айфон, у других шансон, и вместе им не сойтись", - по меткому выражению Юрия Сапрыкина), но, похоже, придется.

Испугавшись "тех, кому не все равно", городские и областные власти пригнали на слушания "тех, кому все равно" - работников бюджетной сферы. Для них даже провели предварительный инструктаж. На слушаниях к каждой группе приставили куратора, который следил за "правильным" голосованием, а на выходе из залов стояли "заградотряды", не позволявшие "бюджетникам" покидать слушания раньше времени.

На слушаниях выступили примерно сто человек. Сторонники сити-менеджеров несли пургу, а "макюзеры и блогеры" для смеха транслировали ее в "Твиттер". Приведу лишь некоторые высказывания: "Не будем говорить о свободе", "Давайте решать не по совести", "Пусть решают за нас", "Сэкономим деньги на отсутствии выборов". Лично меня впечатлила фраза "Свобода - это иллюзия". Ну а квинтэссенцией выступлений "за" стали слова "Мы за хозяина". Как поет одна популярная группа: "Сталина, Сталина, пацаны устали-на".

Конечно, были произнесены дежурные банальности про то, что выборы-де не имеют смысла, "все равно за нас все решают", "управлять должны профессионалы" и "о да, мой господин, ударь меня" (последнее, правда, вслух не произносилось).

Противникам сити-менеджера также было дано право высказаться. Запомнились слова одного из выступавших, который признался, что депутатам (которые будут избирать сити-менеджера) он бы и "в маршрутке не доверил 12 рублей на проезд передать". Другой напомнил собравшимся, что, отказавшись от прямых выборов сейчас, жители больше не смогут выбирать главу города никогда.

В итоге многие бюджетники, несмотря ни на каких кураторов, проголосовали против поправок. Первая их версия (совсем устраняющая граждан от выборов мэра) была отклонена. Однако вторую версию поправок (менее радикальную, но примерно про то же самое) - приняли. 787 человек высказались "за", 727 - "против", 33 - воздержались.

Вдумайтесь, почти 800 человек, к виску которых не был приставлен пистолет, сами отказались от права выбора. Люди, уверенные в том, что их мнение ничего не значит, отказались решать за себя даже в тот момент, когда их позиция действительно имела значение.

Мои друзья после слушаний, конечно, поздравляли друг друга - они сделали все, что могли, а война еще не проиграна (окончательное решение примет городская дума). Но, как отметил один из макюзеров, похоже, что "через пару лет на референдуме все проголосуют за отмену избирательного права и возврат права крепостного".