Главное
15:42, 1 октября 2010

С праздничком Про день Интернета в России

Российский сегмент Сети 30 сентября отпраздновал День Рунета. Это достаточно условный праздник, так как в России дней Рунета два - второй отмечают 7 апреля, так как именно 7 апреля 1994 года появилась доменная зона .RU. Тем не менее, в этот день хочется подвести какие-нибудь итоги.

Вот спросит кто-нибудь - как, мол, дела у вас там, в Рунете? Чтобы вы не растерялись, ниже я предлагаю восемь тезисов, описывающих реальное положение дел.

1. В Рунете все заемное

В российском сегменте Сети практически нет популярных сервисов, не скопированных с зарубежных аналогов. Об этом знают все, но предпочитают не говорить. Социальные сети, сервисы коллективных скидок, имиджборды, даже мемы на 90 процентов скопированы за рубежом.

Исключения можно пересчитать по пальцам двух рук; в большинстве случаев это проекты людей, стоявших у истоков Рунета и когда-то делавших для него что-то уникальное.

2. Общественные дискуссии спрятались в блогосфере

Благодаря идеологической консолидации телеканалов острые политические и общественные дискуссии ушли из средств массовой информации, как раньше - из парламента. Блогосфера стала единственной площадкой, где активно существует и заявляет о себе оппозиция. Институт, который должен был быть больной совестью демократического государства, теперь болит только на экранах мониторов.

Именно блогосфера стала средством сравнения официальных новостей с актуальной информацией с мест (чаще всего - не в пользу официальных источников). Без блогосферы были бы невозможны российское благотворительное движение, добровольческие акции, борьба с теми же пожарами.

То, что это ненормально, а нормальны выступления на улицах и координация всего того же в офлайне, к сожалению, понимают не все.

3. Пользователи воспринимают Рунет как территорию анархии

Усталость от власти и невидимой сильной руки заставляют выплескивать сдерживаемую энергию в виртуальное пространство. Любое, даже полезное регулирование этого личного информационного пространства воспринимается как посягательство на неотъемлемые права личности.

При этом госорганы принимают нормы без оглядки на традиции, сложившиеся в киберпространстве. Последнее в ответ плюет на эти нормы и забивает болт на Уголовный кодекс.

Рунетчик, несмотря на множество уже состоявшихся судебных процессов, не верит, что в Сети приходится отвечать за свои слова, а от бокса по переписке можно получить неиллюзорные телесные повреждения.

4. Бизнес в Рунете находится в сумеречной зоне

Значительную часть рынка поделили между собой несколько крупных участников. Ни один из них пока не является публичной компанией.

Юридические риски настолько велики, что хорошим тоном считается регистрировать домен не в российской доменной зоне, хоститься не в России и формально передать активы в офшор.

5. Рунет не выглядывает в Интернет

Огромное число сисадминов, программистов, IT-специалистов не знают и не хотят знать английский язык, не читают руководства в оригинале. Существует огромный неудовлетворенный спрос на переводы актуальных статей, новостей, информации - любого качества.

В 2010 году российские IT-профессионалы припадают к информационным потокам Большого Интернета так же, как книголюбы восьмидесятых - к ужасно набранному самиздату, а геймеры девяностых - к переведенным ПРОМТом описаниям игр.

Большой Интернет говорит с Рунетом, как умный еврей с глупым: во-первых, по телефону, а во-вторых, из Нью-Йорка.

6. Электронное государство лежит в руинах

У государственных органов нет внятной концепции электронного правительства, оказания электронных услуг, суммы, необходимой на это. Во многих случаях дело двигают вперед энтузиасты.

Ведомства используют множество платформ, особенно не задумываясь об их связи друг с другом. Население практически ничего не знает о возможностях, предоставляемых различными порталами (в том числе - порталом госуслуг).

7. За МКАДом жизни нет

В Рунете наблюдается огромный разрыв в скорости доступа между Москвой или Санкт-Петербургом и регионами. К 2010 году скорость столичных интернетов составляла 8,5 и 7,4 мегабита в секунду соответственно.

В регионах средняя скорость составляет 1100 килобит в секунду. Мегабит в секунду стоит 500-600 рублей, а в Москве и Питере - меньше 150.

Вот вам видеопорталы, вот вам FullHD по проводам.

8. Пользователи не хотят и не могут платить

Правообладатели в Рунете не могут предложить пользователям никакой добавочной стоимости цифрового продукта. Они не могут объяснить, чем отличаются лицензионный продукт и пиратский. Потребители, в свою очередь, тоже не видят разницы.

Более того, покупка контента тормозится низким уровнем развития электронных платежей, не говоря уже о сравнительно малой распространенности кредитных карт. Развитию электронных денег и платежей через интернет, кстати сказать, мешает законодательство. А мобильным платежам - комиссии за платные SMS, оседающие в карманах операторов и посредников.

Итого

К плохим новостям обычно прилагают хоть одну хорошую. Приложу и я. На мероприятиях почетным рунетчикам по-прежнему наливают. Надо думать, из уважения, потому что пить, сами понимаете, не за что. В ближайшее время ситуация, сами понимаете, не изменится. Рунету, сами понимаете, уже пятнадцать лет.

Дедушка старый, ему все равно.