Бюджет фильма Гарета Эдвардса "Монстры" составлял 15 тысяч долларов. В картине обе главные роли сыграли актеры, имен которых вы почти наверняка не слышали. Декорации для фильма вообще не строились — снимали на фоне того, что было. Тем не менее, "Монстры" после премьеры в России вошли в пятерку лидеров проката.
Довольно сложно понять, как так вообще получилось. Наверно, сыграл роль тот факт, что на афише фильма было размещено гордое "Тимур Бекмамбетов представляет". Или зрителей заманили в кинотеатры трейлеры, обещавшие сражения с гигантскими инопланетными осьминогами. В трейлерах, как сейчас помню, грохотала музыка, переворачивались автомобили и сообщалось, что фильм дает прикурить.
В общем, все это приводит к тому, что зрители после сеансов выходят из залов недовольными. Потому что вместо грохота и сражений им подсунули по большей части очень тихое и неторопливое кино, в котором два человека разными методами — пешком, на лодке, на автомобиле — добираются домой, из Мексики в США. Совершают глупые поступки, обмениваются простыми фразами. Теряют паспорта, напиваются, лезут на древнюю индейскую пирамиду. Вокруг царит хаос, но, как можно предположить, не больше того, что был до появления пришельцев: люди спекулируют на несчастьях друг друга и устраивают поминки и праздники. Все путешествие проходит под эмбиентный саундтрек Джона Хопкинса (который, кстати, записывает сейчас пластинку с Брайаном Ино).
Монстры в фильме, впрочем, присутствуют — в виде знаков-предупреждений на столбах и заборах. А также один осьминог-переросток мелькает в смешном мультипликационном ролике, который герои наблюдают в телевизоре. Согласно сюжету, космические осьминоги соседствуют с человеком уже шесть лет, и к ним уже более-менее привыкли. То есть мексиканцы их воспринимают как не слишком приятную, но обыденность. Американские самолеты, сбрасывающие химикаты в зону проживания инопланетян, - и те опасней, при их приближении необходимо натянуть респиратор. А монстры, как объясняет героям один из местных, почти безобидны. Их главное не нервировать.
Собственно, вот это ощущение обыденности и делает фильм особенным. Гигантских тварей с каких только точек зрения не показывали. Конечно, преимущественно они выступают в роли убийц и крушителей. Но зато их можно снимать на дрожащую "любительскую" камеру или, напротив, крайне профессионально. Можно выставлять их в виде жертв - несчастный Кинг-Конг всего лишь влюбился в героиню Джессики Лэнг, но скажите, кто бы на его месте не влюбился? Или даже делать довольно милыми, хотя и туповатыми — как, например, в мультфильме "Монстры против пришельцев". Но тут их показывают беспристрастно, как фон, составляющую быта, к которой пора бы привыкнуть, но она все еще доставляет неудобства. Монстры, в общем, идут себе по своим делам. Они не планируют никого убивать, они просто хотят размножаться. Но, опять же, а кто не хочет?
"Монстры" - очень хороший фильм, снятый отличным оператором, здорово смонтированный. Актеры в нем приятные (после некоторого привыкания) и естественные. Просто позиционируют его неправильно. В трейлере надо было бы сказать следующее: эта лента — не боевик, не фильм ужасов и не триллер. Не ходите на нее, если вы хотите увидеть очередную "Войну миров". Не ходите на нее, если вы считаете, что компьютерная графика интереснее человеческих лиц. И не смотрите, пожалуйста, этот фильм, если испанское слово "perdido” вызывает у вас продолжительный приступ заливистого смеха. Ничего смешного это слово не обозначает.
Если бы фильм "Монстры" рекламировали именно так, вряд ли он собрал бы достаточную сумму, чтобы войти в пятерку лидеров российского проката (все, что можно, уже сожрали собрали "Пираньи 3D”). Зато отрицательных рецензий, наверно, не было бы вообще.