Культура
23:57, 13 октября 2010

Его зовут красный О фильме "РЭД"

В разговоре о фильме "РЭД" сложно обойтись без упоминания другого недавнего боевика - картины Сильвестра Сталлоне "Неудержимые". В основе обеих лент лежит одна и та же идея: уже довольно немолодые звезды много и с удовольствием палят из огнестрельного оружия. Более того, в обоих фильмах снялся Брюс Уиллис. Впрочем, на этом сходство между картинами и заканчивается.

Если в "Неудержимых" Уиллису предоставили минуты три экранного времени, то в "РЭД" он главная звезда. Герой Брюса - агент ЦРУ, причем не из лучших, а просто самый лучший, и точка. Правда, он вышел в отставку и превратился в эту самую аббревиатуру RED – то есть стал крайне опасным пенсионером (retired, extremely dangerous - русскоязычный вариант расшифровки, прямо скажем, звучит не так удачно).

Уиллис-пенсионер влюбляется в сотрудницу пенсионного фонда, но общается с ней исключительно по телефону - по крайней мере, до тех пор, пока кто-то не пытается его убить. Затем герою Брюса приходится действовать. Он хватает даму сердца в охапку (в буквальном смысле), вспоминает старых друзей, которые по счастливому стечению обстоятельств большие "специалисты по мокрухе", и вламывается в суперсекретный архив ЦРУ. В общем, на экране происходит именно то, чего зрители ждут от любого качественного боевика.

Правда, если в "Неудержимых" команда формировалась из всяких Дольфов Лундгренов и Джетов Ли, то в "РЭД" на помощь Уиллису приходят персонажи, будто бы сбежавшие из независимых комедий в духе "Мира призраков". Джон Малкович, например, играет человека, которого спецслужбы 11 лет пичкали LSD - в результате он съехал с катушек, проникся ненавистью к новым технологиям (кроме, разумеется, разработок в сфере вооружения) и поселился под капотом автомобиля. Ах да, его лучший друг - розовая игрушечная свинья.

73-летнему Моргану Фримену досталась роль 80-летнего экс-агента, который при первой же возможности сваливает из дома престарелых, чтобы, что называется, тряхнуть стариной. Брайан Кокс в фильме предстает в образе галантного русского шпиона, пронесшего через всю жизнь любовь к единственной женщине. Женщина, правда, пустила три пули ему в грудь, но это его не расстраивает: хотела бы убить - стреляла бы в голову, считает он.

И особенно удалась Виктория, героиня Хелен Миррен. В первой сцене с ее участием Миррен предстает в образе домохозяйки, сжимающей в руках букет желтых роз. В цветах, разумеется, спрятано огнестрельное оружие.

Удивительно, но перестрелки с участием всех этих довольно нетипичных для боевика персонажей получаются не менее захватывающими, чем аналогичные сцены в фильме Сталлоне. Зато намного более веселыми. И особенно трогательным кажется тот факт, что все они - Миррен, Малкович, Фримен и даже Уиллис - не говорят "мы их замочили", "нас пришьют", "давай разнесем все в мясо" или "сейчас я прострелю ей глаз". Вместо этого они используют универсальное полудетское-полупенсионерское слово "грохнуть". И в самом деле, глупо было бы предполагать, что Миррен, женщина в возрасте, сыгравшая за свою жизнь нескольких королев и супругу Льва Толстого, будет что-то там верещать про простреленные части тела. Дама остается дамой, и даже в момент высочайшего эмоционального напряжения обходится сдержанным "грохнуть".

Сценаристы "РЭД" вроде как не открывают новых горизонтов. Все сюжетные элементы уже где-то встречались - и девушка, которая сперва категорически против, а потом очень даже за, и главный антагонист, который на деле оказывается не таким уж подлецом, и коррумпированный политик высокого ранга. Просто давно известную историю создатели фильма обогатили действительно смешными и неожиданными деталями. Ладно, допускаю, что Малкович, обнимающий плюшевую розовую свинью, - не самое главное кинодостижение года. Но я, мне кажется, никогда не забуду сцену, в которой Миррен с мечтательной улыбкой спрашивает у Уиллиса: "Ты пришел меня грохнуть?"

< Назад в рубрику