Главное
18:48, 28 октября 2010

Так говорил режиссер Про манифест Михалкова и его связь с действительностью

26 октября миру был явлен политический манифест Никиты Сергеевича Михалкова.

Да-да, оплот отечественной творческой интеллигенции и совесть нации предложил всем интересующимся план нового идеологического и государственного переустройства России, который позволит нашей многострадальной стране не только встать с колен, но и выйти в мировые лидеры "в четырех сферах: земле, воде, воздухе и космосе." Или, иными словами, великий режиссер в свои 65 лет задумал поставить глобальную историческую реалити-драму о судьбах России со всем отечественным народонаселением в главных ролях.

Своеобразным вступлением к этому сценарию служит беглый обзор истории государства Российского, в ходе которого автор кратко формулирует суть каждого из ее периодов ("Вся жизнь в партии - вот аксиома советской России"). Вывод из этого занимательного экскурса в "симфонию властей" неутешителен: автор, "положа руку на сердце", вынужден разделить всеобщее недовольство сложившейся в стране ситуацией. "Эйфория либеральной демократии закончилась! Пришла пора - делать дело!" - заявляет он.

Манифест Михалкова изящно сумбурен, а где-то с пятнадцатой страницы, с ростом эмоционального накала и плотности идей на квадратный сантиметр текста, почти полностью теряет всякую осмысленную структуру: в документе свыше двадцати пунктов с такими заголовками, как "Что делать?", "Национальный вопрос", "Родина и Отечество", "Наши избиратели" и т.д.

Но ясно одно: России необходима новая идеология с красивым и емким названием - просвещенный консерватизм. Хотите знать, что это такое? Пожалуйста:

Просвещенный консерватизм - это позитивное умение осмыслить прошлый и будущий мир вещей, свойств и отношений в должной и верной мере, а также способность эффективно действовать в современном мире, не разрушая его.

Опираясь на это точное, строго научное определение, Никита Сергеевич без лишней скромности записывает в приверженцы своего просвещенного консерватизма философа Бердяева, поэта Пушкина, митрополита Филарета, реформатора Столыпина, а также императоров российских Александров (с первого по третьего) и Николаев (обоих). И вот, ощущая за спиной поддержку такой команды, Михалков смело бросается в атаку на основные вопросы нашего с вами бытия.

Выясняется, что просвещенный консерватизм конструктивен, динамичен, лишен предрассудков и что в регионах, сами того не зная, его поддерживают почти все россияне (здравомыслящее "немногословное большинство, которое тащит страну на себе", если быть точным). А значит, осталось лишь создать под эту крайне полезную идеологию новое государство, которое автор называет "гарантийным" (к слову, у него "государство - это культура в форме служения Отечеству").

Для этого, разумеется, придется поправить конституцию. Как конкретно нужно отредактировать основной закон страны, Никита Сергеевич не уточняет, однако в некоторых местах манифеста имеются вполне прозрачные намеки на это. Например, "гарантийное государство обязано при определении формы правления, формы государственного устройства и политического режима, а также при разработке долгосрочной и среднесрочной стратегии развития страны исходить из традиционного для России культурно-исторического типа цивилизации". Подобные заявления, вместе с требованием к любому просвещенному консерватору проявлять "лояльность к власти" и обнаруживать "умение достойно подчиняться авторитетной силе", вызывают у всех, кто смотрел "Сибирского цирюльника", незабываемый образ усатого императора верхом на коне...

Нет, дорогие читатели, нельзя. И на то есть две причины. Первая - недавнее признание созданного великим режиссером Российского союза правообладателей, который получит право распоряжаться деньгами, собранными с импортеров информационных носителей и воспроизводящей техники. Речь идет, по разным подсчетам, о сумме в 100 миллионов долларов в год. При этом с самого начала никто не скрывал, что 60 процентов этих средств должны будут оседать в специально созданном фонде. Учитывая характерные личные особенности создателя РСП, не возникает сомнений в том, что судьбу этих денег будет определять лично Михалков и что деньги эти пойдут на большое и несомненно благое дело. Итак, теперь мы, кажется, начинаем понимать, на какое именно.

И вторая причина: к мнению Никиты Сергеевича прислушиваются наверху. Так, не успел появиться манифест, как "Единая Россия" уже выступает с одобрением этого начинания. Да и вообще, будучи доведенным до ума, текст Михалкова - настоящая бомба для того самого "молчаливого большинства". Ровно потому, что ответ на вопрос: "Ты хочешь жить хорошо или плохо?" - всегда однозначен, а фраза: "верная мера везде и во всем, следование справедливому закону и божественному порядку, заповеданному в ПРАВДЕ", - кажется большинству россиян совершенно осмысленной и не вызывающей вопросов. Так что как бы не вышло, что этот сценарий фантастического фильма окажется программным документом партии власти.